Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Преемники Мунэ-цэнпо не занимались социаль­ными экспериментами, а слушались советов муд­рых наставников — буддийских монахов: строили монастыри, жертвуя им землю и людей, не замечая, что количество недовольных таким положением дел всё увеличивается. Во дворце цэнпо Ралпачана зрел заговор, который возглавлял его брат Дарма, за силу и неукротимость характера прозванный Лангом — быком.

Заговорщики нашли способ расправиться с Ралпачаном и провозгласили Ланг Дарму главой стра-

Средневековый писатель и переводчик

Гелацева с учениками.

Икона-танка.

XVIII в.

431

 

 

ны. Ланг Дарма, как и обещал своим единомышленникам, немедленно зап­ретил в Тибете проповедь буддизма и отменил все привилегии, полученные ранее мона­стырями и общинами. Храмы опечатывались или, как бывало в прошлом, превращались в бойни, а самим монахам надлежало стать мирянами — охот­никами или мясниками. Не желавших подчиняться ждали страшные наказания: казнь или кастрация.

Много жестоких поступков совершил Ланг Дар­ма, пока не наступило возмездие. В 842 г. монах-отшельник Лхалунг Палдже Дордже пришёл на ау­диенцию в царский дворец. Подойдя к цэнпо, он метнул в него кинжал и поразил насмерть. Испу­ганная стража оцепенела, а монах вскочил на ло­шадь и ускакал прочь. Опомнившись, бросились в погоню, но потеряли след. Палдже Дордже, пред­видя, что придётся уходить от преследования, при­бегнул к хитрости. Он надел чёрный плащ на белой подкладке, а свою белую лошадь вымазал сажей. Когда погоня уже настигала его, он заехал в реку, и вода смыла сажу со шкуры лошади. Она вновь стала белой, а сам он быстро вывернул плащ наиз­нанку и набросил на плечи. Преследователи не уз­нали его в одежде иного цвета и на лошади другой масти.

Сыновья Ланг Дармы после смерти отца никак не могли договориться о разделе владений. Они дол­го воевали друг с другом, пока один не обосновался в Ярлунге, а второй в Лхасе. Они и детям своим передали в наследство ненависть и вражду друг к другу, губившую страну: её земли становились до­бычей более сильных соседей. Уже в X в. Тибет стал малоизвестной страной, занимавшей незначитель­ную по сравнению с прежними владениями терри­торию.

Смуты и междуусобицы привели к укреплению контактов между светской властью и монашеством. Светская власть защищала монахов, а взамен полу­чала духовную поддержку. Богатые и знатные люди стремились передать по наследству не только на­житые богатства, но и приобретённое благодаря им влияние на монастыри, религиозно-философские школы и секты. Укреплению союза светской и ду­ховной власти в Тибете способствовала культиви­рующаяся монахами-учёными идея о последова­тельном перевоплощении одного и того же лица множество раз. Сократить число перевоплощений могла лишь праведная жизнь, т. е. жизнь под ду­ховным руководством буддийского монаха. Пред­лагая такое решение проблемы, духовная власть на­чинала постепенно подчинять себе светскую.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр