Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Главная

Пока тибетцы ссорились и выясняли, кто кем окажется при следующем рождении, 30-тысячное войско Годана, внука Чингис-хана, в 1240 г. вторг­лось на территорию Тибета, подошло к централь­ным областям страны, сжигая на своём пути се­ления и монастыри и убивая и мирян, и монахов. Неожиданно заболев, Годан обратился к настояте­лю монастыря с просьбой излечить его. Сакья-пандита — Учитель из философской школы Сакья — вылечил монгольского полководца, за что завоеватели удостоили его почётного звания духовного нас­тавника всего Тибета, а Сакья приобрела большое влияние.

Многие религиозные школы Тибета пытались оспорить власть Сакья, но это им не удавалось. В 1352 г. правитель одной из областей Тибета Чангчуб Джалцан восстал против власти Сакья, сверг её главу, оккупировал почти весь Тибет и установил собственную власть, ставшую наследственной в его семье. К концу XIV в. Сакья утратила приоритет и в духовных делах.

В 1392 г. начал свою проповедническую деятель­ность Цзонхава — глава школы Гелукпа. Его по­следователи учредили преемственность власти двух своих высших духовных лиц — далай-ламы, осу­ществлявшего верховное административное руко­водство, и панчен-ламы, занимавшегося делами бо­жественными. Не имея достаточных сил для по­давления противоборства как светских правителей страны, так и представителей других школ, иерар­хи Гелукпы обратились за помощью к джунгарским князьям. Один из них, Турубайху, носивший титул Гуши-хана, привёл в Тибет войска, ставшие опорой Гелукпы и её главы, Пятого далай-ламы, обосно­вавшегося в Лхасе. Его власть признали не только в Тибете, но и в Непале, Сиккиме и Бутане. Маньч­журы заявили о своём желании оказать покрови­тельство иерархам Гелукпы и пригласили Пятого далай-ламу приехать в Пекин с визитом, который состоялся в 1652 г.

В последние годы жизни Пятого далай-ламы большую роль при дворе стал играть Санджай Джамцо. Он скрыл от всех кончину своего патрона и почти 15 лет единолично правил страной. Когда обман открылся, Санджай Джамцо попытался по­ставить во главе буддийской церкви и самой страны далай-ламу Цаньян Джамцо. Выбор его оказался неудачным. Юный далай-лама больше всего думал о развлечениях, любил красивых девушек, писал стихи. Его совершенно не интересовали ни духов­ные, ни политические дела. Вскоре он был низло­жен, а его покровитель — Санджай Джамцо — убит. В стране началась междоусобная борьба, ко­торой решили воспользоваться маньчжуры. Их ар­мии вторглись в Тибет, расправились с недоволь­ными и подчинили себе страну.

Власть далай-ламы была ограничена делами ду­ховными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правитель­ства. В городах стояли циньские гарнизоны.

Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы.

Тибетские монастыри были своеобразными цент­рами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только ре­лигиозного, но и светского характера. При монас­тырях существовали учебные заведения, где моло­дёжь получала образование, действовали типогра­фии и различные мастерские, работали художники,

432

Ламы, воины и богачи среди монастырей и замков Тибета.

 

 

 

скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворённое им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, укра­шенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сде­лано с мастерством, доставляет радость другим».


Предыдущая Главная

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz