Предыдущая Следующая
Достойным
продолжателем дела отца стал его сын Сронцзан Гампо. Он провёл земельную
реформу, создал административную систему управления страной, принял участие в
разработке письменности и грамматики тибетского языка на основе индийского
алфавита нагари. Процарствовав в столице своих предков шесть лет, он покинул долину
Ярлунг и перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новый
город — Лхасу.
Начиналась
следующая страница в истории древней страны. Многие её события были связаны с
приходом в Тибет буддийских монахов из Индии и знакомством тибетцев с их
учением. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его
заинтересованном участии. Это он построил сравнительно небольшой и скромный
храм, в который поместил привезённые его жёнами буддийские святыни из Китая и
Непала. А уже преемники Сронцзан Гампо стали основывать многочисленные
монастыри, жертвуя огромные средства на их строительство и украшение. Золото
добывали, завоёвывая земли и население Восточного Туркестана, совершая набеги
на Китай, воюя с непокорными вассалами. Постепенно заповеди Будды забывались,
уступая место древним верованиям и кровавым жертвоприношениям. Дело дошло до
того, что буддийские монахи были выселены из храмов и монастырей и отправлены
в изгнание. В их тихих обителях устроили бойни для скота и торговые места.
Царские
министры Машан Домпакэ и Такра Лугонг, воспользовавшись малолетством цэнпо
Трисон Децэна, распорядились вывезти из храма Рамочэ в Лхасе бесценную реликвию
страны — статую Будды Шакья-муни, привезённую одной из жён Сронцзан Гампо,
непальской принцессой Бхрикути. Легенда рассказывает, что 1000 человек
попытались сдвинуть статую с места, но это не удалось: она не желала покидать
землю Тибета. Поэтому её пришлось просто закопать.
Когда цэнпо
подрос и собрался с силами, у него нашлись приверженцы, помогшие ему избавиться
от властных министров и прекратить гонения на буддизм. Противники Машана
хитростью заманили его в подземелье царского дворца в Лхасе и замуровали там,
а его сподвижников объявили «живыми мёртвыми». Подчиняясь царскому приказу, они
должны были покинуть общество людей, прервать с ним какие-либо связи и
поселиться у могил тибетских цэнпо, питаясь тем, что приносили усопшим. Они не
имели права ни говорить, ни видеть живых, удаляясь при приближении кого-либо.
В 781 г.
цэнпо издал указ, объявлявший буддизм государственной религией страны. Трисон
Децэну наследовал его сын Мунэ — цэнпо, который не только сам был искренним
поклонником учения Будды, но и задумал коренные изменения в стране. Для начала
он распорядился провести реформу, которая уравняла бы бедных и богатых. Когда
через некоторое время он поинтересовался результатами, чиновник доложил:
непонятно почему, но бедные стали ещё беднее, а богатые ещё богаче. Мунэ-цэнпо
отправился за разъяснениями к своему наставнику — буддийскому монаху, который
объяснил, что изменить этот мир невозможно, так как всё определяется
поступками людей, совершёнными ими в прежних жизнях. Цэнпо не поверил и
попытался ещё раз осуществить задуманное. Пришлось вмешаться его родственникам
и напоить непослушного цэнпо ядом.
Предыдущая Следующая