Предыдущая Следующая
31 октября
1517 г. монах-августинец, преподававший по поручению своего ордена богословие
в университете города Виттенберг (в Саксонии), прикреплял какие-то листы
бумаги к дверям небольшой церкви виттенбергского замка. Профессора-монаха
звали Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Расскажем немного об этом человеке, потому
что черты его характера сильно повлияли на ход Реформации в Германии. Дальние
предки Лютера были крестьянского происхождения; от них он унаследовал до-
вольно
грубое лицо простолюдина и неискоренимое упрямство, умение твёрдо стоять на
ногах во время бедствий. Лютер умел говорить с простыми людьми, хорошо писал
на языке народа — не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор
очень популярен в Германии. В то же время Лютер был одним из самых учёных
богословов своего времени; вдобавок к этому он был наделён искренним
религиозным чувством, способностью глубоко переживать свои отношения с Богом.
Несмотря на упрямство, Лютер оказался тонким политиком, способным найти
сильных союзников и пойти на большие уступки в случае необходимости.
Листы
бумаги, вывешенные молодым профессором на церковной двери, содержали 95
возражений Лютера против права Пап прощать грешников, покупающих отпущение
грехов. Против «индульгенций» (так назывались подписанные Папой документы об
отпущении грехов за деньги) выступали тогда многие богословы; Лютер отличался
от них только смелостью и резкостью своих речей. Этого, однако, оказалось
достаточно, чтобы в считанные дни Лютер стал известен всей Германии. Рядом с
ним мгновенно образовался кружок сторонников и единомышленников, настроенных по
отношению к Риму ещё более непримиримо, чем он сам. От критики индульгенций
«мартинисты» (так их стали называть по имени Лютера) быстро перешли к осуждению
папства и католической церкви в целом. Окончательный разрыв между Лютером и Римом
был закреплён в 1520 г., когда немецкий богослов сжёг во дворе Виттенбергского
университета в присутствии студентов папское послание об отлучении мятежника
от церкви. Этим смелым шагом Лютер поставил себя вне христианского общества
Европы, покорного Папе, несмотря на всю критику в его адрес. Лютер готов был
утверждать, что он один видит истинного Бога, а миллионы «папистов» заблуждаются
и идут по дороге, ведущей прямо в преисподнюю.
Наверное,
никто в это время не сомневался, что Лютера ждёт костёр. Похоже, что и сам он
примеривал на себя судьбу Яна Гуса, чешского богослова, сожжённого за
выступления против господствующего вероучения в 1415 г., за сто лет до начала
Реформации. Лютер избежал казни по двум причинам: во-первых, в Риме слишком
поздно поняли опасность, исходящую из далёкой Саксонии, и дали Лютеру время
укрепиться. Посол Папы в Германии доносил в Рим: «Девять десятых Германии
кричат «Лютер»; остальная десятая — по меньшей мере — «Смерть римскому двору!».
Во-вторых, Лютер хорошо использовал подаренную ему передышку — он смог найти
себе могущественных покровителей среди немецких князей. Многие из них поняли,
что лозунги «доктора Мартина» помогут им обособиться не только от Рима, но и
от Германской империи. В 1521 г., когда Лютер был вызван на суд императора и
осуждён, курфюрст Саксонии Фридрих помог ему бежать в свои владения и укрыл
мятежного богослова в одном из замков.
Предыдущая Следующая