Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Лютер спас свою жизнь, но заплатил за это до-

382

 

 

 

рогую цену — движение Реформации в Германии вышло из-под его контроля и стало развиваться са­мостоятельно. Каждый бродячий проповедник пе­реиначивал идеи Лютера по-своему, толкуя их вкривь и вкось; некоторые же из бывших «марти­нистов» учили народ тому, что вслед за властью Папы следует низвергнуть власть князей, графов и баронов и установить Царство Божие на земле, не дожидаясь обретения райского блаженства на небе­сах. Лютер вынужден был из своего укрытия резко выступать против бывших сторонников. Он пре­красно понимал, что в борьбе с Папами и народны­ми проповедниками реформаторы должны опирать­ся на связное, последовательное и глубокое вероуче­ние. Такого вероучения, способного противостоять католицизму, в распоряжении Лютера и его сто­ронников не было. Значит, его следовало создать, и Лютер напряжённо думал над отношениями чело­века и Бога, веры и разума, долга и свободы.

Итоги размышлений Лютера кратко можно из­ложить так: человек возносит к Богу порыв своей веры, Бог же в ответ наделяет человека благодатью. Такое отношение между Богом и верующим имеет глубоко личный характер; церковь не имеет права вмешиваться в это отношение — она лишь поме­шает верующему найти свой, особенный для каж­дого путь к Богу. Это не значит, что церковь не нужна вовсе, — просто она должна быть совсем не похожей на католическую. Церковь Лютера долж­на была помочь верующему самостоятельно постичь смысл Библии, растолковать ему содержание бо­жественных книг, научить читать их. Священники в этой церкви не были отделены от простых верую­щих непроходимой стеной, как это было у католи­ков, — они могли жениться, носили обычную одеж­ду, пользовались точно теми же правами, что и про­стые граждане. Лютеранская церковь освобожда­лась от икон, скульптурных изображений Христа и Богоматери, пышных одежд священников, утоми­тельных и сложных обрядов... Одним словом, она опрощалась.

Богословие Лютера и устройство его церкви по­казали, что корни Реформации уходили глубоко — они были связаны с распадом средневекового об­щественного строя и с постепенным превращением европейского человека в личность, индивидуаль­ность. Торговцу и предпринимателю, архитектору и инженеру, поэту и профессору уже не нужны бы­ли посредники и помощники в сложных отноше­ниях между человеком и Богом; наставления като­лической церкви они воспринимали как посяга­тельство на свою свободу. Лютеру удалось хотя бы частично решить сложнейшую задачу — прими­рить острое ощущение своей индивидуальности, особенности с подлинным религиозным чувством.

Идеи «оправдания верой», «дешёвой церкви» и другие находки Лютера с трудом пробивали себе дорогу в Германии. В 1525 г., после подавления крестьянских выступлений, вдохновлявшихся на­родными проповедниками, дело Реформации окон­чательно перешло в руки немецких князей. За союз с князьями Лютеру пришлось заплатить прямым


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр