Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

учение, мы расскажем чуть позже); Испания же, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия и ос­тальная часть германских земель сохранили вер­ность Папе римскому и католической религии.

Борьба между сторонниками Пап и реформато­ров лишь первое время разворачивалась в стенах университетских залов, церквей и монастырей — противники вскоре взялись за оружие, и на полях сражений пролилась первая кровь борцов за веру. Запылали костры, на которых сжигали не только опасные книги, но и их авторов. Религиозная не­терпимость раскалывала дружные семьи, восста­навливая сына против отца и брата против брата. Люди позднего Средневековья и начала Нового вре­мени были потрясены той взаимной ненавистью и всеобщим ожесточением, которые выплеснулись в ходе борьбы реформаторов и католиков. Англичане и французы, немцы и голландцы постепенно поня-

381

 

 

 

ли, что кроме исступлённой веры в Бога люди нуждаются ещё и в терпимости друг к другу, в готовности признать за каждым право на собственные взгляды и убежде­ния. Поэтому история Реформации — это не только история церкви и христианской веры, но и повесть о том, как люди, устремляясь к Богу, учились ви­деть в своём ближнем человека, наделённого собст­венной волей и свободой выбора жизненного пути. В конце XV — начале XVI вв. недовольство Па­пами и их римским окружением было всеобщим. Даже глубоко верующие люди, посетившие Рим, возвращались из этого путешествия разочарован­ными и негодующими. Их гнев вызывали жадность Пап и кардиналов, окружавшая их бесстыдная рос­кошь (не забудем, что верующих церковь призы­вала к умеренности и воздержанию от излишеств), чрезмерный интерес Пап к итальянским политичес­ким интригам. По мере того как обвинения в адрес Пап звучали всё чаще и становились всё смелее, короли и епископы некоторых европейских стран задумывались о том, чтобы обособить свои церкви от Рима. Вероучение и обряды при этом оставались прежними, католическими, но власть Папы над местной, национальной церковью значительно уменьшалась.

Первыми осуществили этот замысел француз­ские короли. Ещё в 1438 г. Карл VII добился того, что в делах французской церкви собор местных епископов получил верховенство над Папой; с этого времени французское королевство перестало выпла­чивать Папе ежегодные подати — аннаты. В 1516 г. король Франциск I согласился вновь платить Риму аннаты, но зато получил право самостоятельно наз­начать епископов и кардиналов в своём королев­стве. Вышло так, что ещё до начала Реформации французская церковь оборвала многие из своих свя­зей с Римом — это помогло ей выйти победитель­ницей из длительной и упорной борьбы с реформационным движением во Франции.

Все страны Европы в начале XVI в. пытались так или иначе защищаться от непомерных притязаний римских Пап (в первую очередь — от денежных поборов). Самыми беззащитными оказались гер­манские земли — раздробленная Германия не была защищена от церковников сильной королевской властью, а лоскутная политическая карта страны не давала никакой возможности создать единую на­циональную церковь наподобие французской. По­этому именно из Германии и доносились самые громкие проклятия в адрес римских Пап; Германия стала родиной и Реформации.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр