Предыдущая Следующая
Прошу,
молчи, не смей меня будить.
О,
в этот век, преступный и постыдный,
Не
жить, не чувствовать — удел завидный.
Отрадней
спать, отрадней камнем быть.
Такое
четверостишие предпослал великий Микеланджело одному из своих поздних творений
— статуе «Ночь». Ему созвучен знаменитый сонет Вильяма Шекспира:
Зову
я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство,
что просит подаянья,
Над
простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество
в роскошном одеянье. ..
«Быть или
не быть — вот в чём вопрос?» — говорит себе герой трагедии Шекспира принц
Гамлет. Можно сказать, что всё Возрождение оказалось подобно Гамлету или герою
Мигеля де Сервантеса Дон Кихоту — гуманисты страстно желали усовершенствовать,
«поправить» мир, верили в безграничные возможности человека, мечтали о
торжестве справедливости для всех, но не знали, как его добиться, действуя по
наитию, как Гамлет, или наивно, как Дон Кихот.
Но и на
своём излёте видные гуманисты не изменяют своим идеям. Француз Мишель Монтень,
переживший в своей стране долгие кровопролитные войны между католиками и
протестантами, отразил в своей книге «Опыты» многие грустные выводы и
сомнения. Но тут же замечал всему вопреки:
«Блаженство
и счастье, которыми светится добродетель, заливают ярким сиянием всё имеющее к
ней отношение... И одно из главнейших благодеяний её — презрение к смерти; оно
придаёт нашей жизни спокойствие и безмятежность, оно позволяет вкушать её
чистые и мирные радости...» Большое место Монтень уделил образованию и
воспитанию:
«Пусть
учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и
самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти
своего питомца, а по его жизни».
Представление
о всеобщем просвещении, задача которого — усовершенствовать человеческое общество,
уже прокладывало путь к новой культурной эпохе.
Эпоха
Возрождения в европейских странах стала временем невиданного взлёта
человеческого духа. Человек стал стремиться к внешней и внутренней
независимости в мире. Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития
науки, общественной мысли, литературы и искусства. Вплоть до наших дней люди
обращаются к тому, что было создано творцами Ренессанса, — это помогает нам
осознать себя, прояснить вопросы мировоззрения, задаваемые заново новыми
поколениями. И из глубин истории на них отвечают мыслители-гуманисты.
РЕФОРМАЦИЯ
Реформация»
— латинское слово, и означает оно «изменение, перестройка». Латинским языком
в средние века пользовались в основном учёные люди — юристы и богословы; они и
предложили первыми «реформировать», т. е. преобразовать сначала христианскую
церковь, а позднее — и само христианское вероучение. Призыв священников и
богословов изменить многое в жизни церкви и простых верующих вызвал сильный
отклик у народов Европы и оказал большое воздействие на историю некоторых
европейских стран. В XVI—XVII вв. все государства Европы оказались разделёнными на два больших лагеря:
в Англии, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах, некоторых германских
княжествах Реформация победила, и север континента стал в основном
«протестантским» (о возникновении слова «протестантизм», означающего реформационное
Предыдущая Следующая