Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной ок­раской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральди­ческим — естественные (люди, животные, расте­ния, светила и стихии (например, туча)), искусст­венные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендар­ные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фи­гуры имели чёткое значение: лев — отвага, гнев, великодушие; роза — чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия — расцвет (королев­ский и государственный французский герб), гриф — свирепость, единорог — непобедимость, ключ — открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Ри­ги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч оз­начает оборону, опущенный — мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз фео­дала красноречиво говорил о его жизненных прин­ципах: «Я не король и не принц, а сеньор де Куси!», «Герцог Савойи, иду своей дорогой». Девиз англий­ских королей: «Бог и моё право!» Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дво­рянским званием росло и надо было разнообразить их символику.

К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атри­бутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в крас­ном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии — белые львы без ког­тей и оружия — символ мира.

В период бурного роста самоуправляющихся го­родов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются «говорящими» — объясняют название города (на гербе Гранады — гранат, Бер­лина — медведь (от западнославянского «берл» — медведь)). В ряде случаев отображена легенда о воз­никновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.

Просты для понимания гербы ремесленных це­хов, отразившие рост самосознания горожан. Бу­лочники изображали на гербе крендель, кузнецы —  молот, цирюльники — ножницы.

В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба — круг­лый. Их символика значительно отличается от ев­ропейской. Так, роза в мусульманских странах оз­начала любовь, змея — мудрость (а в Европе — коварство). Место христианского креста в Азии за­нимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей — две ры­бы, соединённые в круге; встречается в Китае, Мон­голии, Корее). В Японии роль гербов играют круг­лые моны — знаки личной собственности. Интерес­но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. — все дворяне, в XVII в. — купечество, в XVIII в. — частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. — все япон­цы. Государственным гербом стал императорский мон — жёлтая хризантема. А индийцы употребля­ли многие века лишь один гербовый символ — знак Солнца, занявший место и в современной эмблема­тике страны.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр