Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал им­ператорский жезл с фигурой ор­ла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. импе­ратор Константин ввёл новую эмбле­му: чёрного двуглавого орла на золо­том фоне — символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву­главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пыта­лись восстановить Римскую им­перию, а затем две головы ор­ла, обращённые в разные сто­роны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви­зантийского орлов произошли гербы многих империй: Свя­щенной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии «отпочковались» австрийский, гер­манский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки — ветвь Габсбургов — оставили на гербе Испании им­перскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских

Французские лилии в сочетании с английскими леопардами напоминают о том, что Англия борется за владения во Франции.

Купеческий корабль

г. Бостона с городским

гербом.

246

Гербы итальянских городов.

 

 

знаков власти, когтей и раскрытого клюва — символ борьбы против турец­кого ига. Жёлтый орёл халифов возро­дился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей фео­дальной знати, то в XIIXIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIVXV вв. — у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составляв­шие гербы, — герольды. Они разрабатывали прин­ципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово «герб» оз­начает по-немецки «наследство» (Erbe). Изначаль­но гербы помещались на боевом щите, имевшем раз­личную форму: итальянский — овальную, норман­нский — треугольную, французский — прямо­угольную с закруглением или выступом вниз, не­мецкий — вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет ог­ня), голубой или синий — честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный — власть, зелёный озна­чал свободу (вода), чёрный — постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебря­ный (белый) — благородство. Таким образом, пер­воначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно рас­ширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движения­ми на Востоке (восстание «краснобровых» в Китае в I в. н. э.., восстание «краснознамённых» в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий — цветом мира, чёрный — скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый — вечности, жёлтый — сла­вы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI—XVIII вв.).


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр