Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Мы уже говорили, что римляне оказались не так привязаны к идее полиса, как греки, поэтому они и продвинулись на шаг дальше эллинов в своём раз­витии. Следующий шаг в том же направлении они сделали, поставив своей целью овладение миром, а не наблюдение за ним. Империя должна была ор­ганизовать Вселенную по законам разума и челове­ческой свободы, привести человека к окончатель­ному равновесию с богами и природой.

Наивно было бы думать, что римляне были гру­быми солдатами-завоевателями, рассчитывавшими только на силу меча и воинскую дисциплину. Та­ких народов в истории было немало, и ни один из них не создал ничего похожего на Римскую импе­рию. В основание здания империи римляне зало­жили единство человеческого разума и воли богов; то, что разумно и полезно всем, не может быть не­угодно силам, которые управляют миром. Цицерон писал о своих соотечественниках: «Мы не превзо­шли ни испанцев своей численностью, ни галлов силой, ни пунийцев хитростью, ни греков искусст­вами, ни даже италийцев и латинян внутренним и врождённым чувством любви к родине, свойствен­ным нашему племени и стране; но благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы пре­взошли все племена и народы».

Создание империи завершилось блестящим ус­пехом. На протяжении нескольких веков миллио­ны жителей обширного «римского мира» наслаж­дались спокойствием и довольством, понемногу пе­ренимая язык римлян, их право и административ­ные принципы, усваивая плоды греко-римской культуры. Казалось, что в Риме исправили ошибку эллинов: новые хозяева мира доказали, что разум приносит благо лишь тогда, когда он обретает власть, повелевает десятками легионов и тысячами

113

 

 

 

чиновников,   прокладывает   дороги   и мосты, превращает варваров в римлян. Надо сказать, что в процессе создания империи у римлян выработалось терпимое, а подчас и уважительное отношение к галлам и дакам, гер­манцам и иллирийцам, совершенно не свойственное грекам.

Торжество империи, однако, было недолгим. На деле власть оказалась не слугой разума и порядка, а их господином. Полная и неограниченная власть императоров над жизнью и смертью миллионов лю­дей граничила с безумием; она и в самом деле пре­вратила в безумцев Тиберия, Калигулу и Нерона... Восточный деспот равнодушно посылал на гибель десятки и сотни своих подданных; но для человека, воспитанного на Гомере и Аристотеле, груз такой власти оказывался непосильным. Невыносимым он

был и для простолюдина, чувствовавшего свою не­соразмерность огромному механизму власти. Его жизнь лишалась смысла, человек искал любую щель, укрытие, в котором он мог быть самим собой. В поздней античности такими «укрытиями» стано­вились самые разнообразные объединения людей по профессиям, по месту жительства, а также рели­гиозные общины.

Крушение Римской империи стало финалом ан­тичной истории. Человечество в первый (но не в последний) раз усомнилось в способности своего ра­зума противостоять миру на равных. Богатый опыт уходящей античности заставил людей дополнить разум верой. Но теперь это была другая вера, не похожая на все религии древности, — она сохра­нила в себе и вечный отблеск эллинского гения, и римское представление о силе, несущей добро.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр