Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

И мифы эллинов, и трагедии, сочинённые Эс­хилом, Софоклом и Эврипидом, показывают, что внутренняя противоречивость и трагизм греческой культуры не остались незамеченными для самих греков. Эллины смогли глубоко пережить свою ис­торическую трагедию, след от которой и сейчас со­храняется в европейской культуре. Зрителями (да и участниками) драмы, разыгрывавшейся на под­мостках Эллады, стали не только потомки греков, но и их современники. С некоторого времени со­бытия в Элладе стали привлекать к себе присталь­ное внимание в далёкой Италии: « наблюдатели »-греки понемногу начинают чувствовать на себе цеп­кий взгляд нового наблюдателя — Рима.

Принято считать, что между греками и римля­нами было много общего — полисный строй, близ­кие верования, единая средиземноморская культу­ра. Это сходство действительно существовало, но оно скрывало и глубокие различия, которые, пожа­луй, были посерьёзнее внешнего сходства. Римляне в отличие от греков умели проводить границу меж­ду серьёзными делами и играми: они в упоении сле­дили за травлей зверей и гладиаторскими боями на арене цирка, но, возвращаясь после празднеств к себе домой, вновь становились скупыми и прижи­мистыми хозяевами, строгими главами семей и дис­циплинированными чиновниками. В Риме любили поговорку: «Развлечения — после дела». Да и раз­влечения римлян отличались от эллинских: греки предпочитали театр, где всё было не взаправду, «по­нарошку» и казалось игрой ума — маски на лицах актёров, их необычайно высокая обувь; римлянам же нравились игры, похожие на жизнь, — после этих игр трупы проигравших крючьями уволаки­вали с арены.

Главным же делом мужчины римляне считали заботу о благе семьи (по-латыни — «фамилии»). Римский полис-государство при этом также рассма­тривался как большая, разросшаяся семья, руко­водимая почтенными старцами — главами отдель­ных родов (слово «сенатор» первоначально значило «человек преклонных лет», а обозначение «патри­ций» восходило к слову «отец»). Один из самых почётных титулов римского императора выглядел как «отец отечества». От римлянина требовалось беспрекословное подчинение главе «фамилии»; та­кую же дисциплинированность должен был прояв­лять и государственный служащий по отношению к вышестоящему начальнику. Проявление своево-

112

 

 

 

лия каралось со всей суровостью: консул Тит Манлий Торкват без колебаний казнил за подобное на­рушение родного сына.

Из сказанного видно, что полис для римлян яв­лялся лишь продолжением «фамилии» и должен был служить её процветанию. Не случайно римляне в отличие от греков смогли в конце концов под­менить полисный строй правлением императоров — империя сулила римской «фамилии» больше благ, чем республика. На стороне империи были: изоби­лие дешёвых и качественных товаров из всех угол­ков Средиземноморья, приток рабов на рынки Ита­лии, прочный мир и надёжный полицейский поря­док. На стороне республики — постоянные дрязги политических партий в Риме, угроза гражданской войны и казнокрадство обнаглевших чиновников. Греки предпочли сохранить полисные свободы; римская же «фамилия» выбрала довольство и про­цветание.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz