Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Триера.

111

 

 

ступень достоинства: деятельность пол­ководца и деятельность выдающегося оратора».

Итак, речь — это проявление силы, признак спо­собности видеть мир в истинном свете. Соответст­венно этому люди, лишённые правильной речи, варвары, — это слабые люди. Они должны быть рабами эллинов. Об этом в один голос говорят Арис­тотель и Эврипид: «Варвар и раб по природе сво­ей — понятия тождественные...»; «Прилично влас­твовать над варварами эллинам...» Там, где греки не имели возможности поработить варваров, они по­просту изгоняли их, чтобы занять приглянувшиеся земли. Так греки поступали при основании замор­ских колоний, например Сиракуз и Леонтины.

Наверное, больше всего на свете жители Эллады любили неторопливые беседы и длинные, затяги­вающиеся на несколько ночей рассказы о героях и богах. Эллин обожал слушать «истории» — ведь человек, знавший «историю» того или иного бога, Зевса или Аполлона, уже избавлялся от частички страха перед ним (вспомним о том, как дети упра­шивают бабушку рассказать им на ночь сказку о бабе-яге). Чем более связными и длинными стано­вились такие истории — мифы, — тем увереннее чувствовал себя в этом мире человек. Именно такие переработки мифов осуществили великие поэты Эл­лады Гомер и Гесиод. Вместо того чтобы жить в мире мифов, как это делали варвары, греки учи­лись «работать над мифом»; они изобретали всё но­вых и новых богов, стараясь никого из них не ос­тавить неназванным, лишённым имени и истории. Усердие эллинов дошло до того, что они даже по­ставили в Афинах алтарь, написав на нём: «Неиз­вестному богу». Освоив истории о богах, греки на­чали рассказывать подобные истории о себе самих. Эти рассказы, точно так же как и мифы о богах, были переполнены фантастическими легендами и вымыслами, но именно они положили начало ис­тории как науке, у истоков которой стоят имена греков Геродота и Фукидида.

Эллины меньше, чем их соседи на Востоке, боя­лись мира неведомых сил и богов, в котором жил человек. Они называли этот мир Космосом и счи­тали его разумным. Космос управляется законами, а не капризами богов. Привычка побеждать в себе страх порождала гражданское мужество, готов­ность рискнуть жизнью ради сохранения свободы, которую в Элладе ценили так высоко. Свободный дух греков помог им увидеть всю прелесть челове­ческой фигуры и лица, лишённых страха и уни­женности и просветлённых работой мысли и чувст­ва. Статуи знаменитых скульпторов Поликлета, Фидия и других служили эллинам своеобразными зеркалами; они любовались собою неустанно.

Всё это вместе взятое — презрение к чужому, склонность к самолюбованию, к бесконечной игре с новым, только что открывшимся человеку миром, — быстро привело греков к вычурности в искусстве, отвлечённым рассуждениям в философии и к пол­ному бессилию в политике. Если античная история и содержит в себе какие-то уроки для наших дней,

то главный из них заключается в следующем: жизнь народа не может превращаться в захваты­вающую, великолепную, величественную, но всего лишь игру с Космосом. В каком-то смысле эллины на протяжении всей своей истории оставались по­хожи на детей, получивших в подарок новую иг­рушку (позицию «наблюдателя мира»), но не впол­не уверенных в том, что они играют с ней правиль­но. Не случайно миф о Прометее — благодетеле че­ловечества, подарившем людям огонь и знание ре­мёсел, — был тесно связан в сознании греков с ми­фом о ящике Пандоры — источнике всех бед и го­рестей на земле.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz