Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Мать и ребёнок. Обожжённая глина.

IV тыс. до н. э.

30

 

 

вели разговоры. Их призывали на помощь при тяжё­лых родах, а также для того, чтобы вылечить боль­ного ребёнка, попросить о благополучии для всех.

Есть сведения, что образы женщин-предков в не­которых общинах окружались особым почтением. В уже упоминавшемся турецком поселении Чатал Хююк в обрядовых постройках найдены огромные, больше человеческого роста, фигуры женщин, вы­лепленные из глины. Подобных фигур мужчин не найдено, но мелкие скульптуры, обнаруженные в этом поселении, изображали и женщин, и мужчин, и детей.

Раньше учёные думали, что в эпоху неолита, осо­бенно у земледельческих племён, женщины играли главенствующую роль, что это было время женовластия — матриархата. Теперь стало известно, что такого не могло быть, т.к. это было время равенства женщины и мужчины. Женщины были хозяйками, занимались земледелием. Мужчины тоже были земледельцами, но ещё и пастухами, охотниками, воинами. Их жизнь меньше была связана с домом, поэтому и мало следов мужских обрядов находят в жилищах. Наверное, мужчины продолжали рисо­вать зверей на скалах и совершали около них об­ряды, а возможно, у них были и особые воинские ритуалы перед походами. У многих народов в более позднее время именно мужчины, а не женщины, занимались наблюдениями за небесными светила­ми и определяли время проведения сельскохозяй­ственных работ.

НОВОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА.

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружаю­щей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конеч­но, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвя­щают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конк­ретным, образным. Отвлечённые, абстрактные по­нятия ещё не отделились от их реальных прояв­лений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали пись­менностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприя­тии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно по изобрази­тельному искусству, в котором и вопло­щается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Мы помним, какими живыми, яркими были изо­бражения зверей в пещерах позднего периода древ­него каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впади­ны, выступы, имеющие сходство с очертаниями фи­гур. Изображение как бы ещё не отделилось от ок­ружающего его пространства, не стало самостоя­тельным.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр