Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

29

 

 

поскольку сроки сева злаков и их созревания, из­менение в поведении домашних животных стали предметом постоянной заботы. Конечно, все связи между явлениями природы осмысливались, с на­шей точки зрения, фантастически. Так, люди пола­гали, что злаки каждый год рождаются от брака земли и неба в результате попадания в землю дож­дя. Это было фантастическое понимание реальных событий: ведь, действительно, без весенних дождей не оживут растения, не появятся всходы.

Люди считали себя такой важной частью при­роды, что признавали необходимость совершения обрядов, которые как бы подталкивали её, природу, к желаемым действиям. Они считали, что если зи­мой зажечь в определённый, самый короткий день много огней, то солнце станет дольше освещать зем­лю. Такие же магические действия совершались и для блага своей общины, семьи. Например, люди думали, что, если перед севом сытно поесть каши или другой пищи из зёрен, урожай будет богатым. Природа оставалась для них живой. Однако в бо­гов — всемогущих существ, управляющих ею, — они ещё не верили и полагали, что окрестности се­лений, особенно горы, леса, населены духами, име­ющими облик реальных животных, рыб, водных потоков. Эти духи вели себя как люди, только име­ли другой облик, и немногим удавалось подсмот­реть, как они живут по-настоящему. Образы таких существ известны по сохранившимся до наших дней сказкам и легендам.

Чтобы заручиться поддержкой сил природы, ду­хов, к ним обращались во время обрядов, им пред­лагали вкусную пищу. Охотники заклинали зве­рей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение. Здесь не было обмана: люди верили, что жизнь после смерти продолжается в другом месте.

Очень важную роль в верованиях и обрядах иг­рали образы умерших. Считалось, что они — дети и старики, женщины и мужчины — сохраняют связь с живыми. Эту связь оседлые земледельцы ощущали настолько прочной, что хоронили умер­ших в земле своих поселений, иногда под полом дома или неподалёку. Так, вероятно, хотели сохра­нить с людьми близость, которая была при жизни. Теперь же, после смерти, люди приобретали новые свойства. Они становились близкими миру духов, тех таинственных существ, которые населяли зем­лю, а могли подняться и на небо. Естественно, что от умерших ожидали той помощи, которую соро­дичи всегда оказывали друг другу. К ним, к их ос­танкам, особенно к черепам, иногда обращались в обрядах.

Изображения предков делали из глины, дерева и других материалов. Земледельцы особенно часто лепили фигурки женщин. Их иногда неправильно называют изображениями «богини-матери». Это действительно матери, мифические предки, но не богини. Это — покровительницы всей общины, но особенно женщин и детей. В обрядах они станови­лись участницами целых представлений, их сажа­ли рядом с живыми, угощали, с ними и от их имени

Глиняная фигурка прародительницы.

Турция. Начало VI тыс. до н. э.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz