Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда ещё не было). Те, кто участвовал в нём, получали не просто материальную выгоду: обмениваясь нужными ве­щами или сырьём, люди заключа­ли дружеские союзы между целы­ми селениями, договаривались о совместных действиях против об­щих врагов, заключали браки. Та­кие сделки сопровождались пир­шествами, которые как бы закреп­ляли договоры. Совместная трапе­за ещё в первобытные времена ста­ла знаком общности интересов лю­дей, их хороших намерений, обря­дом, который гарантировал мир и благополучие.

Представления людей нового каменного века о природе стали бо­лее содержательными и разнооб­разными. Очень много узнали они о свойствах растений и повадках животных, что позволило не толь­ко приручить их, но и выводить более продуктивные разновиднос­ти. Расширялись познания о свой­ствах минералов. В эту эпоху впер­вые начали обрабатывать самород­ную медь. Однако выплавлять ме­талл ещё не научились.

Наблюдения за движением не­бесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных, людей, растений давно позволили уловить связь между этими явле­ниями. Теперь на эту связь стали обращать ещё большее внимание,

были разноцветными красными, жёлтыми, коричневыми; одна коро­ва была даже голубой. Обитатели селения явно хорошо знали свойства минералов, из которых делали краски.

На стенах, краях глиняных лежа­нок и столбиках укрепляли обма­занные глиной и раскрашенные че­репа диких быков с огромными рогами, баранов, коз. Вероятно, их добывали на коллективной охоте, подобной той, сцены которой изоб­ражали на стенах. В верхней части стен иногда укрепляли огромные рельефные фигуры женщин в позе рожениц, наверное, изображения прародительниц.

Всё это убранство, конечно, предназначалось для обрядов. Для них же из камня делали фигурки женщин разного возраста, мужчин, мальчиков, животных. Особенно ин­тересна глиняная фигурка сидящей женщины, по бокам которой стоят леопарды.

В домах найдено много погребе­ний людей. Их делали под лежанка­ми и полами домов. В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с жен­щинами косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шку­рах леопардов, которые застёги­вали костяными застёжками. Та­кими их рисовали и в сценах охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов. На некоторых останках видны следы зелёной краски.

Обитатели Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из гли­ны. Они появились лишь в конце су­ществования поселения, но деревянная посуде была очень раз­нообразна по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулкани­ческого стекла обсидиана, за­лежи которого находится непода­лёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах, жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром, «материнским» поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством за­щиты людей.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр