Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Люди по-прежнему не мыслили своего постоянного существования вне семьи и сородичей, рассчиты­вая на их поддержку. Вся жизнь человека проходила на глазах большого коллектива, без кото­рого он был никем, одиночкой, не способным выжить. Встретив чу­жака, человек называл имя своей родственной группы, имя предка. Такими предками были фантасти­ческие существа, животные, явле­ния природы. Но даже если это бы­ли реально существовавшие люди, к ним относились как к особым, даже волшебным, существам.

Когда люди перешли к оседло­му образу жизни, они стали хоро­нить умерших поблизости от своих жилищ. Их ощущение связи имен-

28

 

 

но с человеческими существами, жившими в прошлом, усилилось. В жизни такой общины начинают играть большую роль представле­ния о предках, которые первыми пришли на место поселения, стали его основателями, начали обраба­тывать землю.

Земля теперь приобрела особую ценность. Именно земля, пригод­ная для обработки, а не охотничьи угодья, как раньше. Её, как и свои жилища, надо было охранять. В палестинском селении на месте го­раздо более позднего города Иери­хона уже в VIII тыс. до н. э. были сооружены оборонительная стена и башня диаметром 7 м, которая сохранилась до высоты 8 м.

В самом деле, когда охотники кочевали небольшими группами по знакомой им территории, они ощущали близкую связь со всем, что на ней находилось, — с расте­ниями, животными, камнями. Се­ление же земледельцев было осо­бым, отделённым от природы пространством, созданным от на­чала и до конца людьми. Звери, растения окружали селения, но го­раздо теснее стала связь между людьми в общинах, иногда насчи­тывавших сотни человек. Члены общины уже сознавали, что они от­личаются от существ, которые их окружают.

Эти первопоселенцы пришли не на пустую землю: здесь обитали разные существа, правда, не имев­шие человеческого облика, но с ни­ми всеми надо было наладить хо­рошие отношения, чтобы они не мешали, а помогали здесь жить. Вспомним, что для людей того вре­мени всё окружающее было жи­вым, а значит, могло по-разному относиться к ним. При хороших отношениях, например, со змеёй она становилась покровительни­цей дома и не приносила вреда его обитателям.

В это время население, особен­но в районах, где занимались зем­леделием и скотоводством, стало быстро расти. Когда людей в одной деревне становилось слишком много, часть уходила, но, навер­ное, не очень далеко. Так родст­венные коллективы заселяли боль­шие территории. Сородичи не враждовали друг с другом и с со­седями тоже стремились наладить

хорошие отношения — земли хва­тало, а силы воевать и настоящего мощного оружия ещё не было.

Благодаря таким отношениям стремились не только обеспечить невмешательство в свои дела, но и получить выгоду. Дело в том, что на разных территориях запасы не­обходимого сырья были неодина­ковыми. Например, в горах Вос­точной Турции был ценный ка­мень обсидиан — вулканическое стекло, из которого делали перво­классные вкладыши для серпов, стрелы, ножи, а в соседних облас­тях его не было. Те, кто добывал этот камень, обменивали его на не­обходимые вещи или продукты пи­тания, может быть, на ткани или сушёные фрукты, шкуры живот­ных. Так, переходя из рук в руки, ценный минерал распространялся на сотни и тысячи километров от мест, где его добывали.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр