Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чу­мы (541—543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.

Юстиниан хорошо понимал, что главная его си­ла перед лицом превосходящего противника — вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше зани­мали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений «отцов церкви» (традиционное название деятелей христи­анской церкви, создавших её догматику и органи­зацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея «симфонии Царства и Священства» — союза церкви и государ­ства как гарантии мира: Империи.

В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждаю­щий учение мистика, аскета и богослова III века Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Од­нако главное внимание император уделял преодо­лению раскола православных и монофизитов. Кон­фликт этот вот уже более 100 лет терзал церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён со­перничеством между влиятельными центрами пра­вославия на Востоке — Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (право­славными и монофизитами) в царствование Юсти­ниана I принял особую остроту, т.к. монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, по­свящал епископов и даже основал патриархат. Ре­лигиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим наро­дом в Империи ромеев, были преимущественно пра­вославными, а копты и многие арабы — монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции — Египет и Сирия — давали

404

 

 

огромные суммы в казну, и от поддержки прави­тельства торгово-ремесленными кругами этих об­ластей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительст­вуя монофизитам, несмотря на нарекания право­славного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о при­мирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгла­дить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов — Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые «три гла­вы»). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились римский Папа Вигилий и подавляющее большинство запад­ных епископов. Император вывез Папу в Констан­тинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осу­дил «три главы». Папа не участвовал в работе собо­ра, ссылаясь на недомогание, и пытался противо­действовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающий­ся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе неслиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофизитами не наступило и чуть было не произо­шёл разрыв с западными епископами, недовольны­ми решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации православ­ной церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юсти­ниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из вид­нейших представителей которой был Роман Слад­копевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz