Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Многие гуманисты отвергали догматы католи­ческой церкви, выступали за ограничение её влия­ния. Однако, когда в Германии и других странах началась Реформация, ряд мыслителей, в том числе Эразм Роттердамский и Томас Мор, не поддержали её. В чём тут дело? Реформация стала проводиться как приспособление церкви к укладу жизни нарож­давшейся буржуазии и «нового дворянства». Её идеологи опять-таки навязывали массам людей оп­ределённое религиозное учение и вскоре стали пре­следовать его противников, как и католики. А гу­манизм выступал за свободу мировоззрения. Неко­торые деятели культуры Возрождения вообще от­рицали сотворение мира Богом, его троичность и, если не совсем отрицали сверхъестественные нача­ла в мире, то считали, что божественна сама при­рода. Так, учёный и борец за науку Джордано Бру­но учил, что в основе мира лежит саморазвивающа­яся материя — «мировая душа», творящая всё но­вые и новые формы. В соответствии с многообра­зием Вселенной, развивая учение Коперника о Сол­нечной системе, Бруно утверждал, что в космосе есть другие звёздные системы и обитаемые миры, как Земля, «если не так и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже». Человек выделяется из природы присущей ему способностью к позна­нию. «Умственная сила никогда не остановится на познанной истине, но всегда будет идти вперёд и дальше, к истине непознанной».

Джордано Бруно пал жертвой смертного приго­вора католических противников его учения. Во имя торжества познания он не отрёкся и пошёл в 1600 г. на костёр:

«Сжечь — не значит опровергнуть!»

За свои убеждения заплатили жизнью также француз Этьен Доле, итальянец Лючилио Ванини, испанец Мигель Сервет, причём последнего сожгли на костре не католики, а кальвинисты. В 1535 г. был казнён по обвинению в противодействии введе­нию в Англии англиканской церкви и в измене ко­ролю Томас Мор, бывший ранее лордом-канцлером.

Реклама:
исудзу грузовики запчасти

Позднее Возрождение (с середины XVI до сере­дины XVII в.) было трагическим временем. Те ко­лоссальные сдвиги в обществе, ломка феодальных устоев, которые возвещали в своё время гуманисты, обернулись тяжелейшей борьбой между старыми и новыми общественными силами, затяжными вой­нами и поражением в ряде стран сторонников пре­образований. С одной стороны, в Испании, Италии, Польше, Чехии, на юге Германии свирепствовала феодально-католическая реакция, всюду простёрла

380

 

 

свои щупальца инквизиция, иезуиты пытались привить новым поколениям безоговорочное подчи­нение властям. С другой стороны, зарождавшиеся буржуазные порядки привели уже тогда к культу денег, погоне за прибылью ценой нещадной эксплу­атации наёмных рабочих и ограбления колонизи­руемых стран. Это шло вразрез с гуманистическими представлениями об уважении к каждому челове­ку. Сами мыслители Возрождения, представляв­шие собой небольшой слой образованных людей, оказались не поняты до конца ни власть предержа­щими, ни народом. Это породило среди лучших умов того времени настроения разочарования, до­сады и отрешённости от мира.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz