Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Прошу, молчи, не смей меня будить.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать удел завидный.

Отрадней спать, отрадней камнем быть.

Такое четверостишие предпослал великий Микеланджело одному из своих поздних творений — статуе «Ночь». Ему созвучен знаменитый сонет Вильяма Шекспира:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье. ..

«Быть или не быть — вот в чём вопрос?» — го­ворит себе герой трагедии Шекспира принц Гамлет. Можно сказать, что всё Возрождение оказалось по­добно Гамлету или герою Мигеля де Сервантеса Дон Кихоту — гуманисты страстно желали усовершен­ствовать, «поправить» мир, верили в безграничные возможности человека, мечтали о торжестве справедливости для всех, но не знали, как его добиться, действуя по наитию, как Гамлет, или наивно, как Дон Кихот.

Но и на своём излёте видные гуманисты не из­меняют своим идеям. Француз Мишель Монтень, переживший в своей стране долгие кровопролитные войны между католиками и протестантами, отра­зил в своей книге «Опыты» многие грустные вы­воды и сомнения. Но тут же замечал всему вопреки:

«Блаженство и счастье, которыми светится доб­родетель, заливают ярким сиянием всё имеющее к ней отношение... И одно из главнейших благоде­яний её — презрение к смерти; оно придаёт нашей жизни спокойствие и безмятежность, оно позволяет вкушать её чистые и мирные радости...» Большое место Монтень уделил образованию и воспитанию:

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Представление о всеобщем просвещении, задача которого — усовершенствовать человеческое об­щество, уже прокладывало путь к новой культур­ной эпохе.

Эпоха Возрождения в европейских странах стала временем невиданного взлёта человеческого духа. Человек стал стремиться к внешней и внутренней независимости в мире. Идеи гуманизма легли в ос­нову дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. Вплоть до наших дней люди обращаются к тому, что было создано творцами Ренессанса, — это помогает нам осознать себя, прояснить вопросы мировоззрения, задавае­мые заново новыми поколениями. И из глубин ис­тории на них отвечают мыслители-гуманисты.

РЕФОРМАЦИЯ

Реформация» — латинское слово, и означа­ет оно «изменение, перестройка». Латин­ским языком в средние века пользовались в основном учёные люди — юристы и богословы; они и предложили первыми «реформировать», т. е. преобразовать сначала христианскую церковь, а позднее — и само христианское вероучение. При­зыв священников и богословов изменить многое в жизни церкви и простых верующих вызвал силь­ный отклик у народов Европы и оказал большое воздействие на историю некоторых европейских стран. В XVIXVII вв. все государства Европы оказались разделёнными на два больших лагеря: в Англии, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах, некоторых германских княжествах Рефор­мация победила, и север континента стал в ос­новном «протестантским» (о возникновении слова «протестантизм»,    означающего   реформационное


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр