Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

379

 

 

 

против господства католической церк­ви. Многие гуманисты выступали и против феодальных порядков и их но­сителей — старой наследственной знати, дворянст­ва, чиновников. Немецкий поэт Себастьян Брант посадил в своей сатире всё современное ему косное и порочное феодальное общество на «Корабль дура­ков» (1494 г.). А выходец из Нидерландов Эразм Роттердамский опубликовал в 1509 г. сатиру «По­хвала Глупости». Глупость идёт по миру в сопро­вождении своих спутников — Самолюбия, Лести, Лени, Наслаждения, Безумия, Чревоугодия, Раз­гула и Непробудного Сна. «При помощи этих вер­ных союзников, — говорит Глупость, — я подчиняю своей власти весь род людской, отдаю приказы и самим императорам». Лучшими подданными этой царицы являются князья, кичащиеся своей знат­ностью, жадные священнослужители, капризные придворные.

Во Франции новая эпоха в культуре получила, наконец, общеупотребительное название — Ренес­санс (Renaissance) — Возрождение, т. е. возрожде­ние традиций древности.

Всюду Возрождение способствовало развитию национального самосознания, выводу националь­ных литературных языков на уровень древних.

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,

Порядок фразам дал, разнообразье слогу,

Я строй поэзии нашёл и волей муз,

Как Римлянин и Грек, великим стал Француз.

Так писал французский поэт XVI в. Пьер де Ронсар.

Принципы нового гуманистического воспита­ния, мечту о гармоничном человеке выразил во Франции медик и писатель Франсуа Рабле в своём знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нём описана Телемская обитель, куда нет доступа «лицемерам, ханжам и святошам, чванным пусто­словам». В этом аббатстве воздвигнуты прекрасный дворец и парк для прогулок, гимнастические пло­щадки и зверинец. Все обитатели аббатства — доб­ровольно пришедшие туда люди — умеют писать стихи, играть на музыкальных инструментах, го­ворить на пяти-шести языках. Там «льётся песня от полноты души». Правда, эту обитель приходится обслуживать, а телемиты не утруждают себя фи­зическим трудом.

Другой гуманист начала XVI в., англичанин То­мас Мор, выпустил «Золотую книгу о новом острове Утопия» («утопия» по-гречески — «место, которого нет») с рассказом моряка о далёком острове где-то в Атлантике — ведь подобные рассказы были так популярны в период Великих географических от­крытий. Жизнь на воображаемом острове основана на принципах равенства между людьми. Все они занимаются земледелием и ремеслом и могут осваи­вать науки, временно освобождаясь от физического труда. Утопийцы (жители Утопии) не пользуются деньгами и сообща владеют всем имуществом.

Иначе представлял себе идеальное общество другой английский гуманист, Фрэнсис Бэкон. В его «Новой Атлантиде» всеобщее благоденствие дости­гается благодаря развитию частной собственности и предпринимательства.

Некоторые гуманисты пытались обосновать принципы переустройства современного им общест­ва. Польский публицист Анджей Фрыч Моджевский написал трактат «Об исправлении Речи Посполитой», в котором высказывался за прекращение феодальных распрей, наделение крестьян землёй, равные права для всего населения.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz