Предыдущая Следующая
Одни
из них представляют собой сцены охоты нескольких групп людей на оленей,
кабанов, быков. Другие изображают обрядовые сцены, быть может, оплакивание умерших. Найдены изображения явно умерших людей, представленных
безголовыми, на которых нападают громадные хищные птицы с распростёртыми
крыльями. В глине стен процарапывали и раскрашивали фигуры коров и быков,
лепили рельефные изображения пятнистых леопардов. Изображения на стенах
Из глины
лепили ещё одно важное приспособление — печи и очаги. В зависимости от
назначения они имели разную форму. Появились печи для выпечки хлеба. В южных
районах они были низкими, круглыми, с широким отверстием наверху. Сначала в
них разводили огонь, а потом, когда он угасал, а стенки достаточно раскалялись,
на них изнутри налепляли лепёшки из теста.
В это время
люди стали носить много украшений, которые одновременно служили для них и амулетами
— защитниками от злых духов. Эти произведения искусства при всей их скромности
очень красивы. В это время ещё не было специалистов-художников, работающих для
удовлетворения потребностей состоятельных людей, не было не только дворцов, но
даже богатых домов. Всё, что мы привыкли считать искусством, было самой
жизнью. Пением и танцами сопровождались не только празднества, но и
хозяйственные работы.
НОВАЯ ОБЩИНА
С переходом
к оседлому существованию резко изменилось количество совместно проживающих
людей. Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше,
и могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. В общинах же
земледельцев и скотоводов посевы хлебных злаков, наличие домашних животных
служили гарантией существования уже для нескольких сотен людей. Конечно,
случались и засухи, и падёж скота, но всё же продуктами питания люди были
обеспечены гораздо лучше. Теперь появилась возможность заботиться о стариках,
кормить их, а люди старшего поколения могли обучать детей ремёслам гончара,
пастуха, ткача. И всё же размеры таких общин, которые называют родовыми (они
состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди, вступавшие в брак с
членами общины), не могли быть очень большими. Сильно
разрастаться
им не позволяли ни количество получаемых продуктов питания, ни простота
общественной организации. Ведь они ещё не имели особых органов управления.
Роль руководителей играли старейшие, наиболее опытные люди. В случае
столкновений с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Этих
предводителей слушались до тех пор, пока они действовали для общей пользы и
по заведённому обычаю, но им не подчинялись, если они нарушали эти требования.
В таких общинах в материальном отношении люди были равны. Те, кого больше
уважали, носили особое оружие, украшения. Такие люди владели особыми знаниями и
умениями.
Трудились в
этих общинах все, но по-разному. Как у охотников и собирателей, люди разного
пола и возраста делали разную работу, поэтому учёные называют это половозрастным
разделением труда. Дети рано приобщались к домашней работе. Девочки учились
ткать, готовить пищу, шить. Мальчики сначала были около матерей, но потом
переходили в мужскую часть общины, где их учили охотиться, делать орудия, узнавать
повадки домашних животных и защищать своё селение от врагов. Наверное, люди
всех возрастов, кроме самых маленьких детей и дряхлых стариков, участвовали в
земледельческих работах и собирали полезные дикие растения, ловили рыбу.
Предыдущая Следующая