Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Одни из них представляют со­бой сцены охоты нескольких групп людей на оленей, кабанов, быков. Другие изображают обрядовые сцены, быть может, оплакивание умерших. Найдены изображения явно умерших людей, представлен­ных безголовыми, на которых напа­дают громадные хищные птицы с распростёртыми крыльями. В глине стен процарапывали и раскрашива­ли фигуры коров и быков, лепили рельефные изображения пятнистых леопардов. Изображения на стенах

Из глины лепили ещё одно важ­ное приспособление — печи и оча­ги. В зависимости от назначения они имели разную форму. Появи­лись печи для выпечки хлеба. В южных районах они были низки­ми, круглыми, с широким отверс­тием наверху. Сначала в них раз­водили огонь, а потом, когда он угасал, а стенки достаточно раска­лялись, на них изнутри налепляли лепёшки из теста.

В это время люди стали носить много украшений, которые одно­временно служили для них и аму­летами — защитниками от злых духов. Эти произведения искусст­ва при всей их скромности очень красивы. В это время ещё не было специалистов-художников, рабо­тающих для удовлетворения по­требностей состоятельных людей, не было не только дворцов, но да­же богатых домов. Всё, что мы привыкли считать искусством, бы­ло самой жизнью. Пением и тан­цами сопровождались не только празднества, но и хозяйственные работы.

НОВАЯ ОБЩИНА

С переходом к оседлому су­ществованию резко измени­лось количество совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими, око­ло 20 человек или немного больше, и могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. В об­щинах же земледельцев и скотово­дов посевы хлебных злаков, нали­чие домашних животных служили гарантией существования уже для нескольких сотен людей. Конечно, случались и засухи, и падёж ско­та, но всё же продуктами питания люди были обеспечены гораздо лучше. Теперь появилась возмож­ность заботиться о стариках, кор­мить их, а люди старшего поко­ления могли обучать детей ремёс­лам гончара, пастуха, ткача. И всё же размеры таких общин, которые называют родовыми (они состояли из родственников, хотя в них жи­ли и пришлые люди, вступавшие в брак с членами общины), не мог­ли быть очень большими. Сильно

разрастаться им не позволяли ни количество получаемых продуктов питания, ни простота обществен­ной организации. Ведь они ещё не имели особых органов управле­ния. Роль руководителей играли старейшие, наиболее опытные лю­ди. В случае столкновений с сосе­дями во главе отрядов становились молодые мужчины. Этих предво­дителей слушались до тех пор, по­ка они действовали для общей пользы и по заведённому обычаю, но им не подчинялись, если они нарушали эти требования. В таких общинах в материальном отноше­нии люди были равны. Те, кого больше уважали, носили особое оружие, украшения. Такие люди владели особыми знаниями и уме­ниями.

Трудились в этих общинах все, но по-разному. Как у охотников и собирателей, люди разного пола и возраста делали разную работу, поэтому учёные называют это по­ловозрастным разделением труда. Дети рано приобщались к домаш­ней работе. Девочки учились ткать, готовить пищу, шить. Мальчики сначала были около ма­терей, но потом переходили в муж­скую часть общины, где их учили охотиться, делать орудия, узна­вать повадки домашних животных и защищать своё селение от вра­гов. Наверное, люди всех возрас­тов, кроме самых маленьких детей и дряхлых стариков, участвовали в земледельческих работах и соби­рали полезные дикие растения, ло­вили рыбу.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр