Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

В новом каменном веке появился первый искус­ственный материал, изобретённый человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, де­рево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких вет­вей плели корзины, а из шкур зверей делали меш­ки. В такой посуде трудно приготовить горячую еду (один из способов — бросить раскалённый камень в наполненный пищей кожаный мешок). Теперь по­суду стали лепить из глины, смешивая её с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой. Эти добавки были необходимы для того, чтобы при обжиге посуда не потрескалась. Вылепленные из полученной массы сосуды подсушивали, собирали в кучу, перекладывая и засыпая их горючим мате­риалом (например, лепёшками овечьего навоза), и поджигали. Несильный, но длительный жар поз­волял довольно хорошо обжигать сосуды.

Изобретение глиняной огнеупорной посуды поз­волило готовить такие известные нам блюда, как каши, супы, похлёбки, жарить еду с применением

масла. Мясо и овощи стали не только печь и жарить на открытом огне, но и варить.

Посуду лепили женщины. Они делали не только удобные, но и красивые вещи. Грубую поверхность заготовленного сосуда покрывали жидкой цветной глиной и расписывали минеральными красками. Некоторые предпочитали не рисовать, а процара­пывать узоры или наносить их специальными штампиками. Все, кто когда-нибудь бывал в исто­рических музеях, помнят эти миски, блюда, горш­ки, громадные сосуды для хранения зерна и других припасов.

Орнаменты на сосудах и других вещах были очень разнообразными, особенно в областях древ­нейшего земледелия, на Востоке. Это и геометриче­ские фигуры, и цветочные розетки, и фигурки жи­вотных, и танцующие люди. Орнаменты столь со­вершенны, что их можно принять за создания спе­циально обученных художников. Однако их сдела­ли женщины, которые перенимали умение у своих предков. Своим искусством они были обязаны дол­гой традиции, поискам и ошибкам многих поко­лений.

Расписывали не только сосуды, но и стены жи­лищ. Это были простые орнаменты, различавшиеся у разных общин, а также изображения животных и людей. Простые узоры делали обычные женщи­ны, а сложные, многофигурные, предназначавшие­ся для обрядов, — женщины и мужчины, обладаю­щие особыми знаниями обычаев и преданий. В до­мах с такими изображениями, как известно из рас­копок удивительного по богатству находок поселе­ния в Турции Чатал Хююк, периодически соверша­лись обряды, и каждый раз для них обновляли сте­нопись.

27

 

 

Кинжалы. Турция VI тыс. до н. э.

БЫЧЬИ

ГОЛОВЫ,

ОХОТНИКИ И ЖЕНЩИНЫ

Ещё совсем недавно учёные счита­ли людей нового каменного века бродячими охотниками. Возмож­ность возникновения земледелия и скотоводства допускали только в некоторых районах, но и там культу­ра их обитателей представлялась довольно бедной, а искусство по сравнению с более ранним перио­дом и вовсе убогим. Каково же было всеобщее удивление, когда в 60-е гг. XX в. а Турции стали раска­пывать необычайно богатое по своей культуре поселение Чатал Хююк, относящееся к VIIVI тыс. до н. э. Дома, примыкавшие стенами друг к другу, были хорошо спланированы, имели кла­довые и очаги. Входили в них через отверстие под крышей по пристав­ной лестнице. Столбы стен, цент­ральные опоры и балки были деревянными, всё остальное из необожжённого кирпича. Стены и пол обмазывали глиной, тщательно заглаживали и окрашивали красной краской. Стены разрисовывали ор­наментом, нередко на них наноси­ли сложные многофигурные компо­зиции.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр