САСАНИДСКИЙ
ИРАН
Золотая
колесница Митры, бога Солнца, устремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть
побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись
войска парфянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался
подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для
наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на
Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила
гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда
Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать
его обратилась в бегство.
С Артабана
сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил властительницу
животворящих вод, жрецом храма которой был когда-то его дед, Сасан,
принадлежавший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным
приверженцем Анахиты.
В 226 г. у
персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало
династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское государство.
Своей столицей первый шахиншах сделал города Селевкию, называвшуюся в то время
Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на правом и левом берегах Тигра.
Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плавучему мосту.
Молодое
государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с иранскими властителями сказители
представили как героические сражения, в которых шахиншах победил злого
дракона. В действительности Ардашир I захватил Мидию, территорию Иранского, или Южного,
Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.
Стремясь к
созданию единого централизованного государства, он решительно боролся против
полунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти
без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал армию, командиры которой были
независимы от правителей областей.
Мощным
союзником в деле укрепления своей
власти
Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу
правления парфянских царей она пришла в упадок в Иране. Храмы огня
превратились в развалины, во многих местах священные огни были потушены.
Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу принялся восстанавливать
привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им
налог — десятину.
Единство
страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении
государственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь
самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу своим
представителем при шахиншахе.
Покровительствуя
зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христианству. Сын
Ардашира Шапур I преследовал христиан в своих владениях. В течение 40 лет разрушались
церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам
открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но позже и он
подверг христиан жестоким гонениям.
Главная Следующая