Предыдущая Следующая
Константин
Великий (306—337 гг.) покровительствовал христианам и, подметив, какое влияние
эта религия оказывает на людей, решил использовать её на благо государства. Он
провёл реформу государственного устройства, поделив империю на четыре
префектуры, префектуры — на диоцезы, диоцезы — на провинции. При таком делении
начальники меньших территорий подчинялись начальникам больших.
Церковь
также быстро перестроила своё управление по образцу светской власти. Этому
способствовало то, что главными городами диоцезов чаще всего были те, епископы
которых пользовались «преимуществом чести». Оставалось только предоставить им
«преимущество власти» (право главенствовать над епископами маленьких городов),
что и было сделано в IV и V вв. Таким образом устанавливалась церковная иерархия. Епископы провинций
стали подчиняться епископам диоцезов, которые теперь именовались
архиепископами. Выше них стояли патриархи. Так стали называть иерархов
церквей, по преданию основанных самими апостолами (патриархи Римский,
Александрийский, Антиохийский, позднее — Константинопольский). Правда,
патриархи Рима и Александрии предпочитали называть себя «Папами» («papa» — отец), как было принято издавна (см. ст.
«Папство»). Изменилась и сама система избрания епископов. Теперь это делали
все епископы провинции. Рукополагал же новоизбранного патриарх.
Император с
удовлетворением наблюдал за тем, как переплеталась жизнь церкви и государства.
Себя он называл «епископом внешних дел церкви», утвердил за церковью право
приобретать земли, одновременно согласившись с тем, чтобы епископы
осуществляли нравственный контроль за правителями областей и высшими
государственными чиновниками. Император возвысил суд церкви, повелев, чтобы
решение суда епископов почиталось выше приговора всех других судей. Так
церковные иерархи — епископы — оказались в выгодном союзе с государством.
Такое
положение сохранялось и тогда, когда Римская империя пала под ударами варваров
и на её территории возникли одно за другим новые королевства. Правители их со
временем стали христианами, а короли и епископы как высшие церковные
властители старались с выгодой использовать друг друга. Епископы, всемогущие в
своих епархиях, стремились пользоваться такой же властью и в делах государства.
Часто прекрасно образованные, особенно по сравнению с малограмотными или вовсе
неграмотными правителями, умеющие вести спор, епископы становились близкими
советниками королей, наставниками их наследников. Достигнув желаемых высот,
они неустанно заботились о выгоде церкви, не забывая, естественно, и себя.
Короли не
оставались в долгу. Они и знатные сеньоры жаловали церкви земли, имения, иногда
целые области — на содержание епархии или из милости. Епископы, становившиеся
обладателями таких земель, превращались в вассалов дарителя. Вассальная
зависимость епископов привела к тому, что власть светских сеньоров стала
простираться и на церковные дела.
Предыдущая Следующая