Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Францисканец.

256

 

 

на бумаге и в спорных случаях умели доказать суду свою правоту. От крестьян требовали такого же бе­спрекословного послушания, как и от братии: один английский аббат предписал своим кре­стьянам пользоваться только монас­тырскими мельницами (разумеется, за плату); крестьяне отказались повино­ваться. Тогда аббат добился своего си­лой, отняв у крестьян все мельничные жернова. В назидание непокорным он велел вымостить этими жерновами пол своей приёмной комнаты.

Удавалось ли обитателям монасты­рей сочетать возрастающее богатство и могущество с исполнением устава свя­того Бенедикта? Внешне — да. Колоко­ла всё так же отбивали всенощные и за­утрени, монахи постились, молились, пели гимны в церкви и переписывали книги. Но физическим трудом разбога­тевшие бенедиктинцы занимались всё реже и всё неохотнее. Посты аббатов в крупных монастырях были захвачены представителями видных феодальных родов и по существу передавались по наследству. С середины X в. часть бе­недиктинцев выдвигает идею реформы монастырской жизни; реформаторы, объединившиеся вокруг французского монастыря Клюни, считали необходимым избавить монастыри от контроля со стороны местной знати и вернуться к простым и строгим требованиям устава.

С конца XI в. в Западной Европе начинают оформляться новые монашеские орде­на, отчасти противопоставлявшие себя бенедиктинцам. Отличие подчёркива­лось тем, что «новые» ордена предпоч­ли другой цвет одежд и носили рясы из простого белёного полотна (бенедик­тинцы традиционно одевались в чёр­ный цвет). Самым популярным из но­вых орденов стал цистерцианский; название его было образовано от латин­ского написания французского города Сито, где располагалась главная оби­тель ордена. Уставы новых орденов требовали возврата монахов к ручному труду и удаления от мира; по мнению их основателей, бенедиктинцы слиш­ком сильно погрязли в мирских делах. Церковные службы отходят в жизни «белых» монахов на второй план, глав­ным же делом монаха становятся спа­сение своей собственной души, попыт­ки «увидеть» Бога мистическими сред­ствами. Монастыри «новых» орденов делаются прибежищем восторженных фанатиков веры и тонких богословов, вдохновенных проповедников кресто­вых походов и почитаемых народом пустынножи­телей. Основание новых монашеских орденов в XII в. превращается в моду: достаточно было слегка

изменить один из уже существующих уставов, ввести новые элементы одеж­ды и добиться разрешения папы на уст­ройство монашеской общины — и но­вый орден появлялся на свет. Опаса­ясь, как бы монашеское движение не вышло из-под римского контроля, Папы запретили основание новых ор­денов.

И всё же в начале XIII в. этот зап­рет был нарушен, причём новые ор­дена — нищенствующих монахов-проповедников — были созданы по почину самих Пап. В Риме поняли, что для борьбы с ересями и свободо­мыслием необходимо новое оружие, и увидели такое оружие в монашеском движении святого Франциска из итальянского города Ассизи. Фран­циск начал свою проповедь в 1206 г.; через 20 лет он скончался, изнурён­ный нищетой и болезнями. Первое время Франциск сам изрядно по­ходил на еретика и выглядел в глазах римской церкви очень сомнительно: он отказался от владения имущест­вом (а Франциск был сыном богатого купца), не брал в руки денег и вместе со своими учениками вёл бродячую жизнь. Фран­циск явно подражал Христу, чего он и не пытался скрывать. Уже это сближало Франциска в глазах Рима с еретиками-вальденсами; мало того, и уче­ники Франциска, уничижительно называвшие себя «меньшими братьями», миноритами, бродили по дорогам в рясах из грубой мешковины, перепоясанные верёвка­ми, группами из двух человек, точно так же, как и вальденсы.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz