Предыдущая Следующая
Но не для
всех христиан Западной Европы вера была делом кротости и милосердия. В то же
время, когда святой Бенедикт основывает свою образцовую монашескую общину в
Монтекассино (к югу от Рима), примерно в 529 г. в Европе расцветает и другое
направление в монашеском движении — монашество «подвига». Зародилось оно в
стране, населённой людьми с горячей кровью и неуёмной фантазией, любителями
приключений и опасных схваток — в Ирландии. Ирландские монахи отчасти были
похожи на своих египетских и сирийских предшественников — они творили чудеса,
жили на скалах, едва выступающих над поверхностью океана, совершали морские путешествия
в никому не ведомые страны. Обаяние ирландского монашества было настолько
велико, что в VI—VII вв. основанные выходцами из Ирландии монастыри появляются во многих
странах Европы. Ирландские монахи вместе с бенедиктинцами сыграли
исключительную роль в распространении христианства на окраинах Европы.
Таким
образом, в монастырях находилось дело и любителю приключений, и скромному
труженику, и почитателю мудрости Аристотеля и Платона.
Обитель
была не только местом бегства от мира; она быстро превратилась в одну из
важнейших частей мира средневековья. Долгое время монастыри оставались
главными центрами науки, культуры и искусства: они задавали моду в архитектуре
и книжной иллюстрации, содержали монастырские школы, в которых обучались дети
знатных сеньоров. Именно монастырские мыслители напряжённо обдумывали ответы
на главные вопросы, волновавшие средневекового человека: когда и как Бог будет
вершить Страшный суд? Что ждёт людей после смерти? Свободен ли человек в своих
действиях в этой жизни или все его поступки раз и навсегда предопределены волей
Господней? Оторванные от семейных связей и общественных обязанностей монахи
остро ощущали каждый свою индивидуальность, неповторимость. Их внутренняя,
эмоциональная жизнь была намного богаче переживаний, доступных мирянам. Лишь
постепенно, к XIII—XIV вв. мысли и чувства углублённых в себя монахов будут переняты и усвоены
средневековыми горожанами, а позднее — развиты философами Возрождения.
Средневековая личность, подобно слабому ростку, пробивается наружу и
укрепляется в тени монастырской стены, после чего укореняется в тени другой
стены — городской. И там, и здесь она была надёжно защищена от слишком жарких
лучей прямого солнечного света — отношений власти, силы и принуждения.
Немалую
роль сыграло монашество и в хозяйственной жизни средневековья. Владения
монастырей не дробились при наследовании, как это было с землями светских
феодалов, а постоянно увеличивались за счёт пожертвований и дарений. Монахи,
не отвлекавшиеся военными походами и развлечениями, вели своё хозяйство более
умело, чем рыцари. Новые типы упряжи лошадей, садовые и огородные культуры,
более производительные мельницы, плуги — всё это появлялось в первую очередь
в монастырских владениях и лишь потом распространялось в хозяйствах светских
сеньоров и крестьян. Крупные монастыри располагали достаточными средствами,
чтобы проводить расчистку лесов под пашни и осушать болота. В VIII—X вв. многие аббатства («аббатом» на Западе называли
настоятеля монастыря; слово образовано от «авва» — отче, отец) превращаются в
обширные феодальные сеньории, в которых крестьянам жилось, пожалуй,
потяжелее, чем под властью светских сеньоров. В монастырских хозяйствах лучше
был поставлен учёт и контроль за исполнением крестьянских повинностей;
вдобавок к этому грамотные монахи оформляли все свои отношения с крестьянами
Предыдущая Следующая