Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Жизнь большинства людей средневековья охва­тывалась двумя этими порядками — «силы» и «де­ла». За их пределами, да и то не вполне, оставались только нищие и бродяги. Раз и навсегда установ­ленные отношения между людьми почти не меня­лись — они лишь шлифовались и совершенствова­лись из века в век. Порядок, произраставший «сни­зу», а не навязанный «сверху», приучал людей к беспрекословной дисциплине общественного поведения; этот порядок нельзя было не соб­людать, потому что другого попросту не было.

В то же время и правила поведения, и дисцип­лина не были одинаковыми для всех. Средневеко­вье полагало, что каждый человек имеет «своё пра­во», и лишь определив это «своё», личное право, он мог вписаться в общий порядок, найти своё, един­ственное место в нём. «Заколдованный мир» сред­невековья лишь казался безмятежным и недвижи­мым — в его глубине шла неустанная и напряжён­ная работа. Каждый человек обособлялся от про­чих, благоустраивал, укреплял и защищал ту ячей­ку общества, которая была занята только им.

Общность всех и особость каждого, жёсткая дис­циплина и представление о своём, индивидуальном праве, насилие и стройный порядок — средневе­ковью удалось соединить те вещи, которые прежде казались несовместимыми. Магическая картина мира, утвердившаяся в сознании европейцев после крушения Римской империи, породила сложный и полнокровный общественный организм.

Немецкий художник Альбрехт Альтдорфер на­писал на исходе средневековья (в 1510 г.) странную картину: «Лесной пейзаж с битвой Святого Геор­гия». Специалисты-искусствоведы до сих пор спо­рят о её содержании и смысле. Почти всё простран­ство картины занято изображением мрачного, кол­довского леса, заслоняющего небо. Кажется, что в этом лесу нет места человеку, он просто не может присутствовать в таком устрашающем пейзаже. Но, приглядевшись внимательнее, мы обнаруживаем в самой глубине лесной чащи крошечную фигурку конного воина, поражающего копьём не столько страшное, сколько несуразное чудовище-жабу. Мо­жет быть, эта картина — прощание со средневе­ковьем, с эпохой, когда маленький и слабый чело­век выступил против огромного и неподвластного ему мира магических сил. Он научился жить в этом мире, оставаясь человеком (на картине Альтдорфера рядом с местом битвы стоит хижина отшельни­ка), и не только выстоял — но победил. Вот только найти победителя на старой немецкой картине поч­ти так же трудно, как и понять средневековье.

ВАРВАРЫ

Древние греки всех чужеземцев называли вар­варами — «бормочущими», имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эл­лины были уверены, что всё, созданное ими, явля­ется   самым   лучшим,   и   не  утомляли   себя  сом­нениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской импе­рии. Когда в I в. до н. э.. германские племена попы­тались перейти Рейн и занять принадлежавшие им­перии земли Галлии, легионы Юлия Цезаря про­гнали их обратно и построили оборонительный вал — «Limes Romanus», ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями — римской и варвар­ской.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр