Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Община, личная зави­симость и вассалитет — вот краеугольные камни, на которых держался об­щественный порядок средних веков. Любопыт­но, что в этом списке лишь вассалитет был соб­ственно средневековым изобретением; общинный же строй и личная зависимость были известны уже в первобыт­ную эпоху. Главная заслуга средневековья заклю­чалась здесь в том, что оно смогло постепенно слить воедино очень разные формы отношений между людьми. При этом общинные связи, личная зави­симость и вассалитет не просто накладывались друг на друга — они сплетались так тесно, что их пере­плетение составляло основу того самого порядка, к которому стремилось средневековье. Общество вы­страивалось из очень простых «кубиков», но было при этом сложным и высокоорганизованным. Вос­хищаясь этой великолепной системой, мы не долж­ны, однако, забывать, что в её основе лежали от­ношения силы, а значит — насилия. Средние века, столкнувшись со стихией насилия на самой заре своей истории, постепенно смогли «переработать» её, придать ей форму порядка. Византийские ико­ны изображали силы, исходящие от ангелов, в виде правильных геометрических фигур — ромбов, ок­ружностей и эллипсов. Таким средневековые люди

Дом крестьянина и крестьянский двор. XII в.   

Миниатюра.

202

 

 

хотели бы видеть и общество, в котором они жили: его члены должны были не сталкиваться в бессмыс­ленном противоборстве, а правильно взаимодейст­вовать, согласовываться друг с другом.

«Порядок силы» был не единственным способом организации общества, известным средневековью. Кроме него существовал ещё и «порядок дела». Счи­талось, что каждый человек от рождения предназ­начен для одного из занятий: молитвы, военного дела или физического труда. Поэтому средневеко­вое общество складывалось из трёх частей — духо­венства, рыцарства и «работающих» (крестьян и ре­месленников). Это были «сословия» или «поряд­ки»; представители различных сословий пользова­лись неодинаковыми правами и привилегиями. Священника, к примеру, мог судить только епис­коп, а рыцарь обязан был подчиняться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению.

Границы между сословиями были несколько не­чёткими. Рыцарь мог принять монашеский обет; тогда он становился рыцарем-монахом — тамплие­ром или иоьннитом. Члены многих монастырских общин занимались физическим трудом, в том числе и возделыванием земли. Путь «из грязи в князи» не был закрыт наглухо — при удаче его можно было пройти за два-три поколения. Епископ Ратхерий из итальянского города Верона писал в X в.: «Взгля­нем на сына графа, дед которого был судьёй; его прадед был... городским старостой, его прапра­дед — всего лишь солдатом. Но кто был отец этого солдата? Предсказатель будущего или художник? Борец или птицелов? Торговец рыбой или горшеч­ник, портной или торговец домашней птицей, по­гонщик мулов или разносчик? Рыцарь или крестья­нин? Раб или свободный человек?»


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр