Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Иная система рабства утвердилась в Греции в VIV вв. до н. э. К этому времени родственные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — античный полис, экономика которого была немыслима без труда ра­бов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии, других местностей. Чтобы не возникло впечатление, что свободные люди вовсе перестали трудиться, не сто­ит забывать, что вольные крестьяне и рабы всегда

сосуществовали. В это время на раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собственностью господина. Такое рабство называют классическим. Оно окончательно оформилось в Древнем Риме. Господин мог дать рабу любую ра­боту, продать, жестоко наказать и даже убить — никто не был ему судьёй, т. к. остальные владельцы рабов поступали точно так же.

Если невольник убивал господина, то в таком случае полагалось казнить всех рабов, находивших­ся в доме, — одних по подозрению в соучастии, других за то, что не помешали преступнику. Однако вот свидетельство римского автора Плиния Млад­шего: «Никто не может чувствовать себя спокойно потому, что он снисходителен и мягок: господ унич­тожают не по суду над ними, а по склонности к преступлениям».

Большинство рабов не имело собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастер­ской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хозяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это бы­ло необходимо — лечил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и доб­росовестных. В глазах рабов даже обычная похвала

179

 

 

 

 

значила много, не говоря о лучшей еде и одежде. Представление об отношении рабовладельцев к рабам мы можем по­лучить из поэмы Гомера «Одиссея»:

Раб нерадив: не принудь господин

повелением строгим

К делу его, за работу он сам

не возьмется с охотой:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,

Лучшую доблестей в нем половину Зевс истребляет.

Рабы стоили дорого. В Афинах их цена в зави­симости от пола, возраста, способностей и физичес­кого состояния колебалась от 120 до 220 драхм. (Ежедневный прожиточный минимум афинской се­мьи из 3—4 человек составлял половину драхмы.) Во-первых, это означало, что раба берегли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодным для владельца. Во-вторых, содержать большое количес­тво рабов — до 1000 — могли только очень богатые люди. У зажиточных граждан было не более полу­сотни рабов, включая домашнюю прислугу, а люди среднего достатка имели 10—15 невольников. Об­щее число рабов быстро увеличивалось, но не могло быть больше определённого оптимального предела. Во времена Александра Великого, например, на 30 тыс. свободных жителей Афин приходилось 100 тыс. рабов.

В эпоху классического рабства главным стиму­лом принуждения раба к труду были не плети и кандалы. Добросовестной работой и преданностью господину можно было заслужить свободу и сде­латься вольноотпущенником. В Греции это означа­ло получение прав гражданина.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz