Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Многие рабы были домашними слугами. У входа в богатый дом пришедших встречал раб-приврат­ник. Другой раб лил хозяину воду на руки перед едой, разувал его (за трапезой греки возлежали на ложе) и омывал ему ноги. Во время пирушек моло­дые и красивые невольники развлекали гостей му­зыкой и танцами. Рабыни прислуживали госпоже, могли исполнять обязанности кормилиц. Часто ра­бы занимались ремёслами: плотницким, оружей­ным, кожевенным.

Были и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраняли порядок на улицах, сторожили государственные склады и заведовали архивами. Их положение счи­талось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жалованье. Наибо­лее расторопные делали головокружительную карь­еру. С негодованием афиняне вспоминали раба Никомаха, которому сами поручили навести порядок в законах — отменить устаревшие и противоречи­вые. Обманным путём Никомах продлил срок своих полномочий с 4 месяцев до 6 лет с ежедневной оп­латой, а за это время успел избавиться от позорного рабского статуса, стать гражданином Афин и да­же... прослыть законодателем.

Были среди рабов и врачи, переписчики книг, библиотекари, секретари, актёры и певцы. Как пра­вило, рабы занимались и воспитанием детей. По-гречески «педагог» означало «водитель детей», и должность педагога имела прочно закрепившийся за ней рабский статус. Бывший раб Эпиктет (около 50—130 гг. н. э.) стал одним из крупнейших фило­софов своего времени. Познав тяготы жизни у жес­токого хозяина-самодура и обретя свободу, он учил людей быть внутренне свободными — стоически ис­полнять свой долг, невзирая на трудности, и не бо­яться ни бедности, ни тяжкого труда.

«Элиту» составляли рабы — управляющие по­местьями (вилики). Они стоили целого состояния: знали толк в сельском хозяйстве, распоряжались работавшими в поместье невольниками, и даже пус­кали в оборот хозяйственные средства, чтобы по­лучить дополнительную прибыль.

В Спарте сложился особый тип рабства, отлич­ный от того, который был в Афинах. Целый народ Мессении — области полуострова Пелопоннес — был порабощён воинственными пришельцами. Местные жители стали называться илотами. Они продолжали жить в своих селениях и трудиться на той же земле, которая теперь принадлежала спартиатам. Каждая семья илотов должна была содер­жать поработителя, отдавая ему часть урожая. Ило­ты сохраняли остатки самоуправления, однако бы­ли совершенно бесправны, и их жизнью распоря­жались граждане-спартиаты. Таким образом, Спар­танское государство состояло из двух замкнутых, строго разграниченных и вместе с тем тесно свя­занных классов: свободных и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, воинов и земледельцев. Когда нарушилось строгое разделение труда, государство спартиатов погибло. Из этого примера понятно, что такое рабство и какое значение оно имело для сво­его времени.

Греки обосновали разделение людей на свобод­ных и рабов. «Очевидно, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Римляне как люди практического склада разработали целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» даётся запо­ведь рабовладельцу: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем сле­дуют скрупулёзные расчёты: сколько нужно рабу одежды на год, каковы размеры казармы для жи­лья, количество в ней матрасов и одеял. Хорошо работающий раб получает 1,5 кг хлеба и 0,7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль — столько, сколько съедал свободный крестьянин. Разработана и сис­тема наказаний. «Раб должен или работать, или спать», — считал Катон.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр