Предыдущая Следующая
Многие рабы
были домашними слугами. У входа в богатый дом пришедших встречал раб-привратник.
Другой раб лил хозяину воду на руки перед едой, разувал его (за трапезой греки
возлежали на ложе) и омывал ему ноги. Во время пирушек молодые и красивые
невольники развлекали гостей музыкой и танцами. Рабыни прислуживали госпоже,
могли исполнять обязанности кормилиц. Часто рабы занимались ремёслами:
плотницким, оружейным, кожевенным.
Были и
рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов,
охраняли порядок на улицах, сторожили государственные склады и заведовали
архивами. Их положение считалось привилегированным. Они могли иметь жену и
дом. Государство платило им жалованье. Наиболее расторопные делали
головокружительную карьеру. С негодованием афиняне вспоминали раба Никомаха,
которому сами поручили навести порядок в законах — отменить устаревшие и противоречивые.
Обманным путём Никомах продлил срок своих полномочий с 4 месяцев до 6 лет с
ежедневной оплатой, а за это время успел избавиться от позорного рабского
статуса, стать гражданином Афин и даже... прослыть законодателем.
Были среди
рабов и врачи, переписчики книг, библиотекари, секретари, актёры и певцы. Как
правило, рабы занимались и воспитанием детей. По-гречески «педагог» означало
«водитель детей», и должность педагога имела прочно закрепившийся за ней
рабский статус. Бывший раб Эпиктет (около 50—130 гг. н. э.) стал одним из
крупнейших философов своего времени. Познав тяготы жизни у жестокого
хозяина-самодура и обретя свободу, он учил людей быть внутренне свободными —
стоически исполнять свой долг, невзирая на трудности, и не бояться ни бедности,
ни тяжкого труда.
«Элиту»
составляли рабы — управляющие поместьями (вилики). Они стоили целого
состояния: знали толк в сельском хозяйстве, распоряжались работавшими в
поместье невольниками, и даже пускали в оборот хозяйственные средства, чтобы
получить дополнительную прибыль.
В Спарте
сложился особый тип рабства, отличный от того, который был в Афинах. Целый
народ Мессении — области полуострова Пелопоннес — был порабощён воинственными
пришельцами. Местные жители стали называться илотами. Они продолжали жить в
своих селениях и трудиться на той же земле, которая теперь принадлежала
спартиатам. Каждая семья илотов должна была содержать поработителя, отдавая
ему часть урожая. Илоты сохраняли остатки самоуправления, однако были
совершенно бесправны, и их жизнью распоряжались граждане-спартиаты. Таким
образом, Спартанское государство состояло из двух замкнутых, строго
разграниченных и вместе с тем тесно связанных классов: свободных и рабов,
эксплуататоров и эксплуатируемых, воинов и земледельцев. Когда нарушилось
строгое разделение труда, государство спартиатов погибло. Из этого примера
понятно, что такое рабство и какое значение оно имело для своего времени.
Греки
обосновали разделение людей на свободных и рабов. «Очевидно, что одни люди по
природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами полезно и
справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Римляне как люди
практического склада разработали целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В
трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» даётся заповедь рабовладельцу:
«Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем следуют
скрупулёзные расчёты: сколько нужно рабу одежды на год, каковы размеры казармы
для жилья, количество в ней матрасов и одеял. Хорошо работающий раб получает
1,5 кг хлеба и 0,7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль — столько, сколько
съедал свободный крестьянин. Разработана и система наказаний. «Раб должен или
работать, или спать», — считал Катон.
Предыдущая Следующая