Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

67

 

 

вались в Египте. Там они попали в раб­ство. Стенания угнетённого народа ус­лышал Бог Яхве и призвал Моисея, ев­рея из «колена» (племени) Левия, вывести народ израильский из Египта. На Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей — за­претов и повелений, регулирующих поведение че­ловека перед Богом. Между народом Израиля и Бо­гом был заключён договор — «завет». Народ обещал исполнять волю Бога, за что Яхве даровал ему зем­лю Ханаан. Нарушение «завета» грозило жестоки­ми карами, вплоть до полного истребления народа. Моисею не было суждено ступить на землю Хана­ана. Предводителем еврейских племён, появивших­ся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина. Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе из него учёные считают мифом, не под­тверждаемым историческими источниками. Мои­сей и Иисус Навин — такие же, очевидно, мифичес­кие герои, как и богатырь Самсон, побивший, как рассказано в Библии, враже­ское войско одной ослиной челюстью.

Утверждение еврейских племён в Палестине прохо­дило в жестокой и длитель­ной борьбе с древнейшими обитателями этой земли ханаанеями — семитами, гово­рившими на языке, близком еврейскому. Одновременно евреям приходилось отби­ваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчи­нить своему влиянию древ­нюю Палестину пытались хетты и Египет. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза племён в государство. В XIII в. до н. э. в Палестину вторглись филистимляне, участники переселения «народов моря» — разнооб­разных по происхождению племён, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на некоторое время избавилась от тя­гостного внимания соседних великих держав, что и позволило создать в Палестине довольно сильное государство Израиль. Время его существования — самая любимая для еврейского народа страница его истории, его золотой век.

12 «колен» Израиля объединились для борьбы против филистимлян, сумевших закрепиться на плодородной прибрежной полосе Палестины. Своим царём израильтяне избрали Саула из «колена» Ве­ниамина (около 1030 г. до н. э.). Саул одержал ряд побед над филистимлянами и изгнал их из большей части Палестины. Но затем начались неудачи, выз­ванные претензиями на власть со стороны честолю­бивого и умного Давида из племени Иуды. Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимля­нами, царём был избран зять Саула Давид (1004 г. до н. э.). Он изгнал завоевателей из страны, подчинил последние независимые ханаанские города-го­сударства и в 995 г. до н. э. взял их неприступный, расположенный на скале город Иерусалим. Этот го­род стал столицей его государства, границы кото­рого значительно расширились. Давид контролиро­вал теперь всю торговлю между Египтом и Между­речьем. При нём Иерусалим стал не только поли­тическим, но и религиозным центром Израиля. Сю­да был перевезён Ковчег Завета, священный ларец, в котором, по представлениям евреев, незримо пре­бывала магическая сила их сурового Яхве, ставше­го верховным божеством еврейского пантеона.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz