Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Швеция. II тыс. до н. э.

Мегалитическая гробница.

Португалия. Ill тыс. до н. э.

Стоунхендж.

Англия. II тыс. до н. э.

питания, чтобы скапливать их излишки. Эти из­лишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу — изготов­лению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продук­ты или что-либо другое, необходимое им.

Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, — старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их ав­торитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Но постепенно руководство жизнью общества

становилось всё более обременительным. Возника­ла необходимость трудоёмких для небольших кол­лективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали стро­ить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопо­тамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновен­ной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд ис­пользовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опыт­ные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних ру­ководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть про­изведённых всеми продуктов. Это было справедли­во, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалиста­ми, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необ­ходимо для поддержания своего существования. Некая сила — воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, — должна была зас­тавить их поступать так, как призывали предводи­тели. Мы помним, что люди не считали себя неза­висимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов дей­ствовали предводители. Они должны были угады­вать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были лю­ди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz