Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, мож­но привлечь их внимание, пригласить на особое уго­щение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хо­тели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображения­ми реальных животных, растений, явлений окру­жающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы ма­гическим путём вызвать желаемое событие. Напри­мер, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись уско­рить приход весны. Такие изображения уже похо­жи на послания сверхчеловеческим силам, напо­минающие о том, что они не должны быть безраз­личными к животным, растениям и, естественно, к людям.

В орнаментах стали появляться пока ещё отда­лённые признаки письменных знаков: ведь извест­но, что знаки древнейших письменностей были изо­бразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «све­тить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки,    образующие    орнамент,    имели    разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп лю­дей, членов одного рода, обитателей одного селе­ния.

УПОРЯДОЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОБЩИНЫ

Хозяйство земледельцев и скотоводов требо­вало более пристальных, чем прежде, наб­людений за течением времени. Теперь люди не просто приспосабливались к природным измене­ниям, они научились планировать сельскохозяйст­венные работы на год вперёд, предвидеть, хватит ли запасов до нового урожая. Для этого наблюдали за небесными светилами, в первую очередь за Солн­цем и Луной. В их движении открыли признаки упорядоченности. Год стали делить на несколько частей, сезонов. Знание лунных месяцев перешло от предков — охотников.

Вся жизнь людей стала более упорядоченной. В определённое время сеяли, жали, засыпали зерно в хранилища, строили дома, лепили сосуды, обмени­вались своими изделиями с соседями. Многие обря­ды тоже стали регулярными, их проводили из года в год в одни и те же дни.

Особое значение стали приобретать границы между сезонами, а также начало года, которое при­ходилось на весну или осень. Начало года во вре­менном цикле занимало такое же центральное мес­то, как и средняя, центральная точка в пространст­ве мира. Уже позже сложатся представления о том, что мир сотворён когда-то, в начале времён, которое отождествляли с началом года, и произошло это в священном центре, на первоначальной горе или в «пупе Земли», где действовали боги-творцы.

Особенности нового восприятия людьми мира особенно хорошо известны по культуре древних земледельцев и скотоводов Востока. Восстановить, реконструировать их представления помогают не только археологические находки, но и довольно хо­рошо известная культура их потомков. Эти потом­ки уже создали первые государства, они имели письменность и оставили тексты своих легенд, ска­заний, религиозных сочинений. Культура Древнего Египта, Шумера, Элама, Ирана, Индии, Китая воз­никла на основе всего, что было создано первобыт­ными предшественниками.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр