Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают се­бя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, вос­током и западом, определять которые научились по движению небесных светил.

По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых из­ливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, на­ходится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырь­мя по горизонтали, тремя по вертикали — вопло­щался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Конечно, люди понимали мир не как геометри­ческую фигуру наподобие кристалла. Все зоны ми­ра были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к лю­дям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и даль­ние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опас­нее становились люди. Они могли быть враждеб-

32

 

 

 

ными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обла­дать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жи­тели Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими го­ловами.

Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивы­ми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существа­ми — от небесных духов до духов умерших пред­ков — очень занимали людей. Вспомним, что путе­шествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жиз­ненной необходимостью.

Полагали, что на небо можно попасть, поднима­ясь в горы или забравшись на высокое дерево. По­мощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским ша­манам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излече­ния больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр