Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Образ жизни людей каменного века, уровень их развития отчасти напоминают некоторые стороны

жизни народов, которые в недавнем прошлом, до прихода европейцев, обитали в Австралии, отдель­ных областях Южной Азии, Южной Америки и Аф­рики. Прямо сравнивать их, конечно, нельзя: за прошедшие тысячи лет даже столь отрезанные от цивилизации люди, как аборигены Австралии, на­копили большой опыт наблюдений, развились их мыслительные способности, расширилось воспри­ятие мира. И всё же быт этих племён и народов позволяет в какой-то степени понять, как жили лю­ди 30—20 тысяч лет назад.

Орудия позднего древнекаменного века:

1, 7 — наконечники стрел;    2,4, 6 — наконечники дротиков;

3 — игла;   5 — проколка;   8 — скребок.

 

Изделия позднего древнекаменного

и среднекаменного века:

1навершие жезла;   2 — орудие из каменной пластинки

3. 4жатвенный нож и основа для жатвенного ножа;

5 гарпун;   6 копьеметалка.

 

16

Охота на бизона.

 

 

Жилище из костей мамонта.

Поздний период древнего каменного века.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: и они могут ритмично раскачи­ваться и издавать как бы в такт звуки («ухать»). Но только в конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

Когда были найдены первые пещерные изобра­жения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и

пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных — бизонов, лошадей, мамонтов — наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Ура­ле. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разно­цветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены фа­келами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.

До сих пор учёные пытаются понять, зачем ри­совали этих зверей, с какими обрядами и мифами они связаны. Можно с уверенностью сказать: в это время люди стали создателями «второй природы», мира, который похож на видимый, но отличается от него потому, что человек видит не только гла­зами, но и головой, т.е. осмысливает то, что видит. Создание «второй природы» началось, конечно, ещё раньше, с того момента, когда человек не просто взял в руку палку или камень, а обработал их для своих потребностей. Однако появление изобрази­тельного искусства — важнейший признак прогрес­са человечества.

Полагают, что через образы животных люди вы­ражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей — боль­шая редкость. Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных. Вспомним басни Крылова: там часто действуют жи­вотные, но ведут они себя как люди. По-видимому, так поступали и древнейшие художники: они не просто изображали бизонов или лошадей, за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы. Чтобы изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отли­чавшимися друг от друга. Община охотников была как бы единым телом, в котором люди разного пола


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр