Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Не менее ожесточённая борьба шла в Атлантике. В начале войны Англия и Франция имели подав­ляющее превосходство над Германией на море. Немцы не имели авианосцев, линкоры только стро­ились. Понимая экономическую зависимость Анг­лии от её огромных владений в разных концах све­та, немецкое командование отрядило против бри­танского грузового и торгового флота значительные силы. С первых дней войны немецкие крейсеры вы­шли «на охоту» за британскими судами в открытый океан и даже к берегам Латинской Америки и Аф­рики. Одновременно началось интенсивное строи­тельство подводных лодок дальнего радиуса дейст­вия. После оккупации Норвегии и Франции Гер­мания получила прекрасно оснащённые базы под­водного флота на атлантическом побережье Евро­пы.

Союзники понимали опасность, связанную с уси­лением немецкого флота. Когда в мае 1941 г. в се­верной Атлантике во главе небольшой группы ко­раблей появился только что спущенный на воду не­мецкий линкор «Бисмарк», англичане бросили про­тив него около 50 боевых судов, включая несколько линкоров, и свыше 100 самолётов. В результате трёхдневного боя «Бисмарк» пошёл ко дну, успев, однако, потопить один и вывести из строя другой британский линкор.

С конца 1941 г. подводные лодки немцев появи­лись у берегов Америки и Канады, а также в Кариб­ском море. Их излюбленной добычей были танке­ры. Оказалась под угрозой «морская нефтяная до­рога» из Мексики и Венесуэлы в США. «Подводные лодки днём лежали на дне, — пишет Черчилль, — а ночью развивали высокую надводную скорость и выбирали наиболее выгодную добычу... Почти каждая их торпеда поражала свою жертву, а когда запас торпед иссякал, орудий­ный огонь был почти столь же эффек­тивным. В города Атлантического побережья, где... линия берега была полностью освещена, по ночам доносились звуки боя... было видно, как невдалеке от берега горели и тонули суда, и принимались ме­ры по спасению оставшихся в живых и раненых».

Сложное для союзников положение складыва­лось в северной Атлантике, где проходили пути морских конвоев из Америки и Канады в Европу. Каждый конвой формировался из нескольких де­сятков судов — грузовых и охранявших их боевых. Немецкие боевые корабли и подводные лодки то­пили многие суда, хотя и сами несли потери. Очень трудным был путь в северные советские порты вдоль побережья Норвегии, где базировалась не­мецкая авиация. В начале 1942 г. по приказу Гит­лера, придававшего большое значение северному театру военных действий, немцы перебросили туда лучшие корабли немецкого флота во главе с новым сверхмощным линкором «Тирпиц» (назван по име­ни основателя германского флота).

В начале июля 1942 г. здесь разыгралась ещё одна морская трагедия Второй мировой войны. Из Исландии в Советский Союз шёл англо-американ­ский конвой под условным названием «PQ-17» («ПиКью-17»), состоявший из 34 грузовых судов и танкеров, 21 корабля охранения и большой группы кораблей прикрытия. На перехват ринулись «Тирпиц» и другие немецкие суда, с норвежских аэро­дромов поднялись бомбардировщики. Первые на­лёты были отбиты. А затем произошло непонятное: большинство кораблей охранения и прикрытия по­лучили команду покинуть конвой, чтобы отвлечь и уничтожить «Тирпиц». Началось избиение почти беззащитных судов. Оставшиеся боевые корабли сражались героически, буквально закрывая собой тихоходные транспорты от торпед подводных ло­док... К цели дошли только 11 судов. А «Тирпиц», уклонившийся от боя, ушёл к норвежским берегам, где его торпедировала не то советская, не то англий­ская подводная лодка. Простояв на ремонте до осе­ни 1944 г., линкор всё-таки был потоплен англий­ской авиацией.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр