Предыдущая Следующая
Не менее
ожесточённая борьба шла в Атлантике. В начале войны Англия и Франция имели
подавляющее превосходство над Германией на море. Немцы не имели авианосцев,
линкоры только строились. Понимая экономическую зависимость Англии от её
огромных владений в разных концах света, немецкое командование отрядило против
британского грузового и торгового флота значительные силы. С первых дней войны
немецкие крейсеры вышли «на охоту» за британскими судами в открытый океан и
даже к берегам Латинской Америки и Африки. Одновременно началось интенсивное
строительство подводных лодок дальнего радиуса действия. После оккупации
Норвегии и Франции Германия получила прекрасно оснащённые базы подводного
флота на атлантическом побережье Европы.
Союзники
понимали опасность, связанную с усилением немецкого флота. Когда в мае 1941 г.
в северной Атлантике во главе небольшой группы кораблей появился только что
спущенный на воду немецкий линкор «Бисмарк», англичане бросили против него
около 50 боевых судов, включая несколько линкоров, и свыше 100 самолётов. В
результате трёхдневного боя «Бисмарк» пошёл ко дну, успев, однако, потопить
один и вывести из строя другой британский линкор.
С конца
1941 г. подводные лодки немцев появились у берегов Америки и Канады, а также в
Карибском море. Их излюбленной добычей были танкеры. Оказалась под угрозой
«морская нефтяная дорога» из Мексики и Венесуэлы в США. «Подводные лодки днём
лежали на дне, — пишет Черчилль, — а ночью развивали высокую надводную скорость
и выбирали наиболее выгодную добычу... Почти каждая их торпеда поражала свою
жертву, а когда запас торпед иссякал, орудийный огонь был почти столь же эффективным.
В города Атлантического побережья, где... линия берега была полностью освещена,
по ночам доносились звуки боя... было видно, как невдалеке от берега горели и
тонули суда, и принимались меры по спасению оставшихся в живых и раненых».
Сложное для
союзников положение складывалось в северной Атлантике, где проходили пути
морских конвоев из Америки и Канады в Европу. Каждый конвой формировался из
нескольких десятков судов — грузовых и охранявших их боевых. Немецкие боевые
корабли и подводные лодки топили многие суда, хотя и сами несли потери. Очень
трудным был путь в северные советские порты вдоль побережья Норвегии, где
базировалась немецкая авиация. В начале 1942 г. по приказу Гитлера,
придававшего большое значение северному театру военных действий, немцы
перебросили туда лучшие корабли немецкого флота во главе с новым сверхмощным
линкором «Тирпиц» (назван по имени основателя германского флота).
В начале
июля 1942 г. здесь разыгралась ещё одна морская трагедия Второй мировой войны.
Из Исландии в Советский Союз шёл англо-американский конвой под условным
названием «PQ-17» («ПиКью-17»), состоявший из 34 грузовых судов и танкеров, 21 корабля
охранения и большой группы кораблей прикрытия. На перехват ринулись «Тирпиц» и
другие немецкие суда, с норвежских аэродромов поднялись бомбардировщики.
Первые налёты были отбиты. А затем произошло непонятное: большинство кораблей
охранения и прикрытия получили команду покинуть конвой, чтобы отвлечь и
уничтожить «Тирпиц». Началось избиение почти беззащитных судов. Оставшиеся
боевые корабли сражались героически, буквально закрывая собой тихоходные транспорты
от торпед подводных лодок... К цели дошли только 11 судов. А «Тирпиц»,
уклонившийся от боя, ушёл к норвежским берегам, где его торпедировала не то
советская, не то английская подводная лодка. Простояв на ремонте до осени
1944 г., линкор всё-таки был потоплен английской авиацией.
Предыдущая Следующая