Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Но вернёмся к устройству кальвинистской церк­ви. Она была выведена из подчинения городским властям Женевы и пользовалась правом самоуправ­ления. У кальвинистов не было такой лестницы церковных чинов и должностей, как у католиков, — напротив, каждая кальвинистская община, со­стоявшая из нескольких десятков человек, решала все свои дела самостоятельно. Руководили общиной наиболее уважаемые и почтенные люди — «пресви­теры», которых выбирали сами верующие, а также проповедники, наставлявшие своих собратьев по ве­ре. В случае необходимости пресвитеры и пропо­ведники отдельных общин сходились вместе и об­суждали дела, касавшиеся всех. Сам Кальвин про­явил скромность, не претендуя на особое положение в созданной им организации.

Очевидно, что устройство кальвинистской церк­ви было очень гибким: его легко было приспособить как к условиям города-коммуны вроде Женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и силь­ных королевствах вроде Французского. Столь же гибкими были и политические взгляды Кальвина. Он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что дур­ной правитель нарушает законы не только челове­ческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к Богу. Эти мысли Кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усиле­нием королевской власти во многих европейских странах XVI—XVII вв.

Наконец, Кальвин произвёл значительные изме­нения в богословских взглядах немецких реформа­торов. Он попытался разрешить проблему, волно­вавшую умы христианских мыслителей на протя­жении уже тысячи лет: свободен ли человек в вы­боре своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и посмертная) заранее предопределена Богом. Кальвин утверждал, что предопределение сущест­вует, но человек не должен безвольно ожидать свер­шения своей судьбы — напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. В течение жизни человек должен вы­явить все заложенные в него Богом способности и возможности — в этом и заключается его главное служение Богу, в этом выражается его вера.

Вместе с тем Кальвин требовал от своих сторон­ников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. Было резко уменьшено количест­во праздничных дней в году: женевский проповед­ник считал, что человек зарабатывает и копит день­ги не для того, чтобы бездумно развлекаться. Боль­шие состояния Бог дарует только тем, кто служит

ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения Царствия Небесного. Строгости Кальви­на не понравились весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом — и английских, французских, голланд­ских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина.

Все эти достоинства кальвинизма способствова­ли его широкому распространению в Европе. Каль­винистами были нидерландские патриоты, сражав­шиеся за освобождение своей родины от испанского владычества; ту же веру исповедовали и француз­ские «гугеноты», долгое время вынашивавшие за­мыслы отделиться от французской короны и соз­дать на юге Франции независимое кальвинистское государство. Наконец, основные идеи кальвинизма нашли своих сторонников и в Англии, где Рефор­мацию осуществляла королевская власть. Правда, англичане не решились на полный отказ от католи­ческих традиций: они сохранили некоторые из об­рядов, епископское управление отдельными цер­ковными областями. Главой «англиканской» церк­ви (так она стала называться после реформ) был сам английский король. Самые ревностные из англий­ских кальвинистов были недовольны такими поло­винчатыми реформами; они полагали, что англи­канскую церковь следует «очистить» от остатков католицизма. Таких людей называли «пуритана­ми» («пурус» по-латыни значит «чистый»). Пури­танам суждено было впоследствии сыграть замет­ную роль в английской истории.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр