Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

подчинением своей церкви княжеской власти. Князья зарились на богатые владения монастырей, которые они присваивали под лозунгом церковной реформы. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил расхищение монастырских земель князьями, сто­ронники Лютера заявили императору протест (пос­ле чего их и стали звать «протестантами»). Тем са­мым союз реформаторов церкви и князей оформил­ся окончательно. После многолетней борьбы и час­тых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь. Возникло неустойчивое равновесие: северные, северо-восточные княжества Германии и некоторые владения в центре страны приняли лютеранство, прочие же земли сохранили верность католицизму. Это деление стало причиной неисчислимых бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин её отста­лости от других европейских стран в течение XVIXVIII вв.

В Германии реформационное движение не смог­ло развернуться в полную силу, несмотря на то, что началось оно именно там. Лютер и его сторонники слишком зависели от расклада политических сил в стране, чтобы выработать последовательные и са­мостоятельные ответы на два основных вопроса: как должна быть организована новая церковь и ка­кую позицию эта церковь должна занять по отно­шению к светским властям. Лютер, как мы пом­ним, попросту подчинил свою церковь князьям. Положим, ничего другого он сделать и не мог, но такое решение устраивало далеко не всех последо­вателей Лютера в других странах Европы. Искать выход пришлось французу Жану Кальвину (1509— 1564). В 1536 г. он вынужден был бежать из Фран­ции в Швейцарию (во Франции в это время начали преследовать реформаторов) и обосновался в одном из самых вольнолюбивых и легкомысленных горо­дов Швейцарии — Женеве. Как ни странно, именно Женеве и суждено было стать полем смелых и су­ровых опытов Кальвина, распространившихся позднее по всей Европе.

Кальвин придавал устройству своей церкви го­раздо большее значение, чем германские реформа­торы. Дело в том, что кальвинистская церковь должна была, по замыслу своего создателя, вести борьбу сразу на два фронта: против «папистов» и против «философов», т. е. светских мыслителей, равнодушных к вопросам веры и готовых принять любую религию вплоть до языческой. «Философов» Кальвин считал ещё более опасными врагами, чем католиков, и сражался с ними буквально насмерть: в 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина был сожжён на костре испанский учёный Мигель Сервет, осмелившийся критиковать взгляды Кальви­на. Кальвин настаивал на отделении веры от зна­ния; сам того не желая, он провёл чёткую грань между религией и наукой. Физика, химия, матема­тика и биология в кальвинистских странах впредь смогли развиваться более свободно, чем в прежней, католической Европе. От учёных требовалось одно

383

 

 

— не вмешиваться в вопросы веры и признавать кальвинистские установле­ния.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр