Предыдущая Следующая
Огромную
информацию, в частности, монеты дают о божествах, почитавшихся в древней
Элладе, в греческих колониях, разбросанных во множестве по берегам
Средиземного и Чёрного морей, а также в иных центрах античного мира. Ведь
изображения самих небожителей, их статуй и отдельных атрибутов богов, храмов,
горных святилищ, даже целых мифологических сцен с участием нескольких
персонажей весьма часто фигурировали на монетных штемпелях с VI в. до н. э. по III в. н. э.
По
нумизматическим памятникам античности можно изучать и политическую историю.
Представители афинских царских родов в VI в. до н. э. чеканили серебряные монеты, помеченные собственными
фамильными эмблемами (среди них голова мифического чудовища Медузы Горгоны,
амфора — узкогорлый кувшин с двумя ручками, бычья голова, сова).
Нередко
города-государства в Древней Греции заключали между собой так называемые
«монетные союзы». В подобных случаях по официальному соглашению допускалось
хождение на территориях двух и более союзных полисов монет, выпущенных каждым
из них. Сохранились тексты некоторых таких договоров. Но чаще факты
заключения подобных экономических и политических союзов устанавливаются по
монетам. Так, на серебряных и медных монетах нескольких полисов — Галиарта,
Фив, Танагры, Орхомена, Феспий и др., располагавшихся в области Беотия (Средняя
Греция), с середины VI в. до н. э. появляется одинаковое изображение щита характерной формы.
Оно символизировало принадлежность всех чеканивших такие монеты городов (их
ЗНАКИ
ЗОДИАКА НА
СРЕДНЕВЕКОВЫХ
ИНДИЙСКИХ
МОНЕТАХ
Лаже
среди учёных-востоковедов до сих пор распространено мнение, что в мусульманской
культуре изображения людей и животных были запрещены как нечто греховное.
Хотя это суждение и опирается на подлинные высказывания некоторых видных
исламских богословов средневековья,
факты говорят о терпимости последователей учения пророка Мухаммеда (570—632 гг.) к такого рода
сюжетам. Более того, в светском придворном искусстве и повседневном обиходе
исламских стран изображения живых существ всегда были популярны. Человеческие
головы и целые фигуры, звери и птицы часто встречаются на страницах рукописных
книг, ювелирных изделиях, расписных тканях, парадной и повседневной
посуде, оружии и предметах воинской
экипировки. Не являются они редкостью и на монетах мусульманских государств
начиная уже с VII в. Их не трудно обнаружить, к примеру, на монетах Арабского Халифата VII—XI вв., тюркской династии
Сельджукидов и её вассалов в Малой Азии XI—XIII вв., ханов Золотой Орды конца
XIII в. — XIV в., шахов Персии XVII—XIX
вв. Не
чуждо этому кругу сюжетов и монетное дело мусульманской Индии. Весьма любопытна
в этом отношении целая серия золотых мохаров со знаками Зодиака. Эти монеты
чеканились с 1618 по 1622 г. индийским императором Джахангиром (1605—1627 гг.) из династии Великих Моголов, как гласит предание, для его
любимой жены Hyp Джахан. На них изображены
все двенадцать фигур, символизирующих зодиакальные созвездия.
Предыдущая Следующая