Предыдущая Следующая
Низшие
церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение
велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан,
зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных
песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те
же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные
книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко).
При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее
употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что
далеко не
все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие от разговорной речи, могли
понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание
учеников с помощью розги.
Около трёх
лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой
воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо
обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью
пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и,
конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Несмотря на это,
многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зубрёжке, к
чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать
тексты богослужебных книг.
Более
крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при
епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали
так называемые «семь свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику,
арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств
включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, риторики, диалектики. Высший
образовывали все оставшиеся свободные искусства. Самой трудной была
грамматика. В те времена её часто изображали в виде царицы с ножом для
подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения,
упражнялись в спряжении и склонении. Любопытное толкование давалось буквам:
гласные — это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и
согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство
красноречия) проходили правила синтаксиса, стилистики, упражнялись в
составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг.
Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии
логикой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи
противника положения, противоречащие учению церкви, и опровергать их. Уроки
арифметики знакомили со сложением и вычитанием, в меньшей степени — с
умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их).
Школяры решали арифметические задачи, вычисляя время религиозных праздников и
возраст святых. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «3»
символизирует святую Троицу, а «7» — сотворение Богом мира в семь дней. За
арифметикой следовала геометрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что
такое квадрат? и т. п.) безо всяких доказательств. В курсе геометрии
сообщались и географические сведения, часто фантастические и нелепые (Земля —
блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп земли... и т. п.). Потом изучали
астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны,
звёзд, но объясняли его неправильно. Думали, что светила обращаются вокруг
Земли по разным сложным путям. Астроно-
Предыдущая Следующая