Предыдущая Следующая
Жизнь
большинства людей средневековья охватывалась двумя этими порядками — «силы» и
«дела». За их пределами, да и то не вполне, оставались только нищие и бродяги.
Раз и навсегда установленные отношения между людьми почти не менялись — они
лишь шлифовались и совершенствовались из века в век. Порядок, произраставший
«снизу», а не навязанный «сверху», приучал людей к беспрекословной дисциплине
общественного поведения; этот порядок нельзя было не соблюдать, потому что
другого попросту не было.
В то же
время и правила поведения, и дисциплина не были одинаковыми для всех.
Средневековье полагало, что каждый человек имеет «своё право», и лишь
определив это «своё», личное право, он мог вписаться в общий порядок, найти
своё, единственное место в нём. «Заколдованный мир» средневековья лишь
казался безмятежным и недвижимым — в его глубине шла неустанная и напряжённая
работа. Каждый человек обособлялся от прочих, благоустраивал, укреплял и
защищал ту ячейку общества, которая была занята только им.
Общность
всех и особость каждого, жёсткая дисциплина и представление о своём,
индивидуальном праве, насилие и стройный порядок — средневековью удалось
соединить те вещи, которые прежде казались несовместимыми. Магическая картина
мира, утвердившаяся в сознании европейцев после крушения Римской империи,
породила сложный и полнокровный общественный организм.
Немецкий
художник Альбрехт Альтдорфер написал на исходе средневековья (в 1510 г.)
странную картину: «Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия».
Специалисты-искусствоведы до сих пор спорят о её содержании и смысле. Почти
всё пространство картины занято изображением мрачного, колдовского леса,
заслоняющего небо. Кажется, что в этом лесу нет места человеку, он просто не
может присутствовать в таком устрашающем пейзаже. Но, приглядевшись
внимательнее, мы обнаруживаем в самой глубине лесной чащи крошечную фигурку
конного воина, поражающего копьём не столько страшное, сколько несуразное
чудовище-жабу. Может быть, эта картина — прощание со средневековьем, с
эпохой, когда маленький и слабый человек выступил против огромного и
неподвластного ему мира магических сил. Он научился жить в этом мире, оставаясь
человеком (на картине Альтдорфера рядом с местом битвы стоит хижина отшельника),
и не только выстоял — но победил. Вот только найти победителя на старой
немецкой картине почти так же трудно, как и понять средневековье.
ВАРВАРЫ
Древние
греки всех чужеземцев называли варварами — «бормочущими», имея в виду, что они
неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не
могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что
всё, созданное ими, является
самым лучшим, и
не утомляли себя
сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были
многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.
Римляне считали
варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались
перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря
прогнали их обратно и построили оборонительный вал — «Limes
Romanus», ставший рубежом не
только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями —
римской и варварской.
Предыдущая Следующая