Предыдущая Следующая
Наверное,
не случайно в творчестве таких глубоких художников XVI в., как Дюрер и Эль Греко, постоянно
появляется сюжет из «Апокалипсиса» — «Снятие седьмой печати». Согласно Библии,
семью печатями закрыта книга, находящаяся в руке Божией, и сломать их может
лишь Христос, принёсший себя в жертву за человечество. После того как печати
сняты, наступает конец света. Начинается Страшный Суд, обрекающий грешников на
вечную погибель, а праведникам сулящий вечное блаженство. Люди позднего
средневековья, несомненно, страшились перемен, происходивших в их жизни, и
напряжённо ожидали кары небес: дерзость человека, избравшего магию как
средство нападения, а не только защиты, не могла остаться безнаказанной.
Ощущение уязвимости вырастает до размеров массового психоза — всюду людям
мерещатся черти, ведьмы и колдуны. Родинка необычной формы была достаточным
основанием для того, чтобы отправить несчастную жертву на костёр. Фанатизм
протестантов и католиков, невиданное ожесточение религиозных войн, ведовские
процессы — все эти явления, очевидно, имеют общую основу — страх перед действительностью,
который осознавался людьми XVI— XVII вв. как страх перед возмездием. Карнавал расцветает в
позднем средневековье именно как праздник, во время которого человек мог вести
себя свободно и, главное, безнаказанно. Истово верующие католики подвергают
себя самобичеванию, столь же фанатичные кальвинисты крайне ограничивают себя в
еде, одежде и домашней утвари — и всё это различные способы подменить кару
Господню наказанием, которое человек накладывал на себя сам. Средневековье
заканчивается тогда, когда эпоха Просвещения находит противоядие страху в человеческом
разуме, своеволия которого и опасались больше всего Средние века.
«Страху
Божьему», страху перед действительностью средневековье могло противопоставить
лишь одно — идею порядка. Бог создал мир правильным и упорядоченным, а человек
портит его по злой воле, греховности или же неведению. Учёные мужи
средневековья потратили немало усилий, чтобы разложить мир «по полочкам»,
понять его устройство. При этом они руководствовались мыслями, довольно
странными для современного человека. Считалось, например, что знание вещи — это
знание её названия, поэтому десятки страниц научных трактатов заполнялись
простыми перечнями имён. Поскольку весь мир создан для человека, то обезьяну
Бог, к примеру, сотворил для того, чтобы человек смотрел на неё, как в
зеркало, узнавая свои пороки. Средневековая наука вполне верила в существование
сказочных чудовищ — ведь в них соединялись части тела настоящих животных (скажем,
петушиная голова и змеиный хвост у василиска). Василиск не противоречил
порядку, а порядок был важнее достоверности.
Гораздо
труднее оказалось внести представление о порядке в общественную и политическую
жизнь средневековья. Дело в том, что средневековое общество было очень
дробным, оно постоянно распадалось на мельчайшие единицы, «атомы», и собрать
их вместе удавалось лишь особо одарённым государям (вроде Карла Великого), да и
то лишь на короткое время.
Предыдущая Следующая