Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Возникают и некоторые мессианские мотивы: после битвы с Модредом и гибели своего королев­ства Артур переносится на Аваллон не навсегда. Он будет ждать своего часа и вернётся в трудный для Британии момент, дабы отразить нападение врагов.

Завершением артуровской темы стал прозаи­ческий роман англичанина Томаса Мэлори (около 1417—1471 гг.) «Смерть Артура», являющийся од­новременно и переводом составленного на рубеже XIII и XIV вв. свода французских прозаических ро­манов об Артуре, и оригинальной разработкой сю­жета. В этой книге несколько меняются и смеща­ются события биографии Артура. Поход на Рим происходит в начале царствования Артура и про­ходит успешно. Попытка захвата трона и королевы (она не желает выходить за Модреда) предпринима­ется потому, что войско Артура воюет с Лансело­том, обвинённым в любовной связи с Гвиньеврой, и многие рыцари уже погибли в борьбе с ним. Та-

220

 

 

 

ким образом, причина гибели королевства Артура — в расколе среди рыцарей Круглого Стола, а пре­дательство Модреда — лишь последний толчок.

Ещё в XII в. Артур становится популярнейшим героем Европы. Около 1190 г. в аббатстве Гластонбери якобы находят могилу Артура. В 1312 г. поэт Жан де Лонгийон в поэме «Обет павлина» выводит девять лучших воинов всех времён и народов. Это три языческих рыцаря — Гектор, Александр Маке­донский и Юлий Цезарь; три иудейских — Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей; три христиан­ских — король Артур, Карл Великий и завоеватель Иерусалима Готфрид Бульонский. В XV в. один из французских придворных всерьёз утверждает, что неудачи Англии в Столетней войне объясняются тем, что лучшие рыцари этой страны пали некогда вместе с королём Артуром.

Одновременно с разработкой биографии Артура происходит и иное развитие этой темы в романах: появляются самостоятельные произведения о тех или иных рыцарях Круглого Стола, об их подвигах. В XIII в. в книге Роберта де Борона «Роман о Гра­але» впервые фиксируется тема Грааля — чаши, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал Его кровь. Одновременно Грааль — волшебный всенасыщающий котёл кельтских мифов, а в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (около 1210 г.) — не­кий волшебный камень. С Граалем соседствует ко­пьё сотника Лонгина, завершившее крестную муку Христа, но одновременно оно — магическое оружие кельтских мифов, исцеляющее наносимые им же раны. Эти священные реликвии хранятся в закол­дованном замке Монсальваш, и обрести их может только идеальный рыцарь, так что поиски Грааля есть поиски духовного совершенства.

Во всех этих многочисленных рома­нах Артур и его двор присутствуют лишь как фон. Фабула их обычно тако­ва: на Троицу в Карлеон к Артуру съезжаются рыцари Круглого Стола и рассказывают о своих подвигах, и если какой-либо рыцарь, по его словам, потерпел неудачу, другой отправляется завершать его дело. Либо ко двору Артура прибывает некий проситель, чаще всего девица, требующая свершить некое действие, например освободить город от заклятия, убить дракона и т.д. Рыцари разъез­жаются в поисках ли приключений, в стремлении ли обрести Грааль. Далее повествуется об их дея­ниях. Артур в этих романах — убелённый сединами мудрый и бездеятельный король, не принимающий участия в приключениях, но являющийся как бы гарантом возглавляемого им мира.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz