Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Британия оказалась предоставленной сама себе. Началось кратковременное кельтское возрождение, забвение римских обычаев, восстановление кельт­ского языка и быта. Но в середине V в. на Британию обрушились с моря германские племена: юты с се­вера Ютландского полуострова, англы с его юга, саксы с побережья Северного моря. В руках ютов оказался Кент. Юг и юго-восток острова захватили саксы, восточное побережье — англы. Язычники-германцы двигались в глубь страны, истребляя и изгоняя местное население (часть кельтов с полу­острова Корнуолл бежала на континент, на полу­остров Арморика, дав ему имя своей родины — Бре­тань), разрушая селения, сжигая церкви.

В начале VI в. племена бриттов и остатки потом­ков римлян объединились и начали борьбу с завое­вателями. В начале — середине VI в. им удалось нанести англам, саксам и ютам ряд поражений, но в 60—70-е гг. этого века вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено; кельтские народы остались в Шотлан­дии, Уэльсе, на полуострове Корнуолл и некоторое время — на северо-западе собственно Англии. Та­ковы точно установленные исторические факты. Другие сведения находятся уже на грани истории и легенды.

Около 550 г. монах Св. Гильдас написал сочине­ние «О разорении и завоевании Британии». Не на­зывая ни имён, ни дат, он говорит, что «советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора се­верным племенам». Позднее бритты избрали своим правителем с титулом императора потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам реши­тельное поражение у горы Бадон (точное местопо­ложение не установлено, некоторые учёные полага­ют, что это — возвышенность близ курортного го­рода Бат).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понят­но, кто руководил этой битвой, возможно, и не Ам­вросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских язы­ков (валлийском) «медведь» — «artu». He исклю­чено, что это — первое упоминание об Артуре.

Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочиняет поэму «Годдоин», в которой рассказы­вается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы — вождь Артур, смелый воин, муд­рый правитель, но одновременно предводитель от-

ряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед на­ми, бесспорно, самое древнее упоминание об Ар­туре.

Следующий этап истории-легенды — «История бриттов» некоего Ненния (видимо, конец VIII в.). Это крайне путаное, переполненное вымыслом по­вествование об истории Британии до времён англо­сакского завоевания. История появления герман­цев на острове у Ненния легендарна и окрашена в романтические тона: король бриттов Вортигерн, опоённый колдовским напитком, влюбляется в дочь (иногда, впрочем, Ненний называет её сестрой) вождя германцев Хенгиста Ронвену и позволяет саксам (именно так, а не ютами, именуются герман­ские захватчики у Ненния) захватить свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий (он же Эмбреис Гулетик, т. е.. по-бриттски — вождь Ам­вросий), который оказывается то знатным римля­нином, вождём бриттов, видимо, наследующим Вортигерну, то неким ясновидящим, прорицате­лем, родившимся без отца. Возможно (но не более того: уж очень запутан текст), оба упоминания об Амвросии относятся к одному лицу. Позднее упо­минается без всякой связи с Амвросием вождь Ар­тур, разгромивший саксов в 12 битвах, причём пос­ледняя и заключительная происходит при горе Бадон.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр