Предыдущая Следующая
Что же
произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала
существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а
римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно
презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых
подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети
и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших
их «птичьими клетками» или «позолоченными гробницами», стали строить свои
города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для
них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.
КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
По целым
неделям кряду перед глазами «путника являются одни
и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей
прошлогодней травы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то
пологие холмы, на вершинах которых иногда рисуется силуэт быстроногой антилопы».
Так написал человек, совершивший путешествие по просторам Центральной Азии.
Картина,
что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли —
родина многих народов древности. Отсюда на протяжении веков, как из волшебной
кузницы, появлялись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники,
создававшие союзы и государства, которые играли значительные роли в судьбах
Востока и Запада.
В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появились
племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и
табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до
Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих районов.
Много позже, когда в Европе и Азии уже возникли могущественные государства,
жизнь кочевников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан
Марцеллин писал о них: «Все
они...
кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они
проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей
и кормят их до возмужалости. Никто не может ответить на вопрос, где его
родина: он зачат в одном месте, рождён далеко оттуда, вскормлен ещё дальше.
Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и
жажду».
Историк
отметил характерную для жизни обитателей степи верность традициям кочевой
жизни, её неписаным законам. Так, при столкновениях с соседями мужчины
вооружались луками, стрелами, избирали командира и отправлялись в поход,
оставляя хозяйство на женщин. Нарушение воинской дисциплины или, например,
обнажение оружия против ближнего каралось смертной казнью. За мелкие нарушения
провинившегося метили, делая порезы на лице.
Каждый
человек знал, к какому роду-племени он принадлежит и где находятся места его
родных кочевий, был уверен: случись несчастье, приди болезнь или старость —
сородичи не бросят несчастного одного, всегда найдут для него пищу и кров.
Предыдущая Следующая