Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существо­вать? У большинства простого народа появились но­вые повелители, а римская знать стала служить ве­рой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их «птичьими клетками» или «позолоченными гроб­ницами», стали строить свои города-столицы, кре­пости, замки-резиденции, перенимая все черты но­вого для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

По целым неделям кряду перед глазами «путника являются одни и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей прошлогодней тра­вы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то пологие холмы, на вершинах кото­рых иногда рисуется силуэт быстроногой антило­пы». Так написал человек, совершивший путешест­вие по просторам Центральной Азии.

Картина, что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли — ро­дина многих народов древности. Отсюда на протя­жении веков, как из волшебной кузницы, появля­лись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники, создававшие союзы и государства, ко­торые играли значительные роли в судьбах Востока и Запада.

В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появи­лись племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих рай­онов. Много позже, когда в Европе и Азии уже воз­никли могущественные государства, жизнь кочев­ников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан Марцеллин писал о них:  «Все

они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужа­лости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рождён далеко от­туда, вскормлен ещё дальше. Кочуя по горам и ле­сам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду».

Историк отметил характерную для жизни оби­тателей степи верность традициям кочевой жизни, её неписаным законам. Так, при столкновениях с соседями мужчины вооружались луками, стрелами, избирали командира и отправлялись в поход, оставляя хозяйство на женщин. Нарушение воин­ской дисциплины или, например, обнажение ору­жия против ближнего каралось смертной казнью. За мелкие нарушения провинившегося метили, де­лая порезы на лице.

Каждый человек знал, к какому роду-племени он принадлежит и где находятся места его родных кочевий, был уверен: случись несчастье, приди бо­лезнь или старость — сородичи не бросят несчаст­ного одного, всегда найдут для него пищу и кров.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz