Предыдущая Следующая
Но самый
серьёзный раскол произошёл на востоке Империи в связи со спором с арианами.
Ещё в 318 г. в Александрии возник спор между епископом Александром и его
диаконом Арием о личности Христа. Очень быстро в этот спор оказались втянуты
все восточные христиане. Когда в 324 г. Константин присоединил восточную часть
Империи, он столкнулся с ситуацией, близкой к расколу, что не могло его не
удручать, поскольку и как христианин, и как император он страстно желал
церковного единства. «Верните мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы я,
наконец, нашёл утешение в чистом свете» (т. е. — единой церкви), — писал он.
Для решения этого вопроса он созвал собор епископов, который состоялся в Никее
в 325 г. (I Вселенский — Никейский собор 325 г.).
Прибывших
318 епископов Константин принял торжественно и с большим почётом в своём
дворце. Многие епископы были жертвами гонений Диоклетиана и Галерия, и
Константин со слезами на глазах
смотрел на
их увечья и шрамы. Протоколы I Вселенского собора не сохранились. Известно лишь, что
он осудил Ария как еретика и торжественно провозгласил, что Христос единосущен
Богу-Отцу. Собор проходил под председательством императора и решил ещё
несколько вопросов, связанных с богослужением. В целом для всей империи это
было, конечно, торжеством христианства. Гонимые, преследуемые, не имевшие
другого оружия, кроме молитвы, христиане победили в трёхвековой борьбе самую
сильную державу мира.
В 326 г.
мать Константина Елена совершила паломничество в Иерусалим, где был найден
крест Иисуса Христа. По её инициативе крест подняли и медленно поворачивали на
четыре стороны света, как бы посвящая Христу весь мир. Христианство победило.
Но до мира было ещё очень далеко. Придворные епископы, и прежде всего Евсевий
Кесарийский, были друзьями Ария. На соборе в Никее они согласились с его
осуждением, видя настроения подавляющего большинства епископов, но потом
пытались убедить императора в том, что Арий осуждён ошибочно. Константин (всё
ещё не принявший крещения!), конечно, прислушивался к их мнению и поэтому
вернул Ария из ссылки и предписал, вновь применяя свою императорскую власть,
принять его обратно в лоно церкви (этого не произошло, т. к. Арий умер по
дороге в Египет). Всех непримиримых противников Ария и сторонников Никейского
собора, и прежде всего нового александрийского епископа Афанасия, он отправил в
ссылку. Это происходило в 330—335 гг.
Вмешательство
Константина привело к тому, что арианский раскол растянулся почти на весь IV век и изжит был только в 381 г. на II Вселенском соборе (Константинопольский собор
381 г.), но это случилось уже после смерти императора. В 337 г. Константин
почувствовал приближение смерти. Всю жизнь он мечтал креститься в водах
Иордана, но политические дела мешали этому. Теперь, на смертном одре, больше
откладывать было нельзя, и перед смертью его крестил всё тот же Евсевий
Кесарийский. 22 мая 337 г. император Константин I скончался в Аквирионском дворце, близ
Никомедии, оставив трёх наследников. Прах его погребён в Апостольской церкви
в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили
его образцом христианина.
Предыдущая Следующая