Предыдущая Следующая
Миланский
эдикт провозглашал веротерпимость: «Свободы в религии стеснять не должно, напротив,
нужно предоставить право заботиться о Божественных предметах уму и сердцу
каждого, по собственному его произволению». Это был очень смелый шаг, имевший
огромное значение. Провозглашённая императором Константином религиозная
свобода надолго осталась мечтой человечества. Сам же император впоследствии не
раз изменял этому принципу. Эдикт предоставлял христианам право
распространять своё учение и обращать новых членов в свою веру. До сих пор это
им было запрещено как «иудейской секте» (обращение в иудаизм по римским
законам каралось смертью). Константин приказал вернуть христианам всё
имущество, конфискованное во время преследований.
Хотя в
период правления Константина провозглашённое им равноправие язычества и
христианства соблюдалось (император разрешал родовой культ Флавиев и даже
строительство храма «своему божеству»), все симпатии власти были, конечно, на
стороне новой религии, и Рим украсила статуя Константина с поднятой для
крестного знамения правой рукой.
Император
внимательно следил за тем, чтобы христианская церковь обладала всеми привилегиями,
которыми пользовались языческие жрецы (например, освобождение от казённых
повинностей). Более того, вскоре епископам дали право юрисдикции (ведения
суда, судопроизводства) в гражданских делах, право отпускать рабов на свободу;
тем самым христиане получили как бы свой собственный суд. Через 10 лет после
принятия Миланского эдикта христианам было разрешено не участвовать в языческих
празднествах. Таким образом, новое значение церкви в жизни Империи получило юридическое
закрепление почти во всех областях жизни.
Политическая
жизнь Римской империи между тем шла своим чередом. В 313 г. Лициний и Константин
остались единственными властителями Рима. Уже в 314 г. Константин и Лициний
вступили
в борьбу
между собой; император-христианин победил в двух сражениях и добился
присоединения к своим владениям почти всего Балканского полуострова, а ещё
через 10 лет между двумя соперничающими владыками произошло решающее сражение.
У Константина было 120 тыс. пехоты и конницы и 200 небольших судов, а у
Лициния — 150 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы и 350 больших трёхвёсельных галер.
Тем не менее войско Лициния было разбито в сухопутном бою под Адрианополем, а
сын Константина Крисп разгромил флот Лициния в Геллеспонте (Дарданеллах).
После ещё одного поражения Лициний сдался в плен. Победитель обещал ему жизнь в
обмен на отречение от власти. Однако драма на этом не закончилась. Лициний был
выслан в Фессалоники и через год казнён. В 326 г. по приказу Константина был
убит и его десятилетний сын, Лициний Младший, несмотря на то что его мать, Констанция,
была сводной сестрой Константина.
Одновременно
с этим император повелел убить и своего родного сына Криспа. Причины этого неизвестны.
Одни современники считали, что сын участвовал в каком-то заговоре против отца,
другие — что его оклеветала вторая жена императора, Фауста (Крисп был сыном
Константина от первого брака), стремясь расчистить дорогу к власти для своих
детей. Через несколько лет погибла и она, заподозренная императором в нарушении
супружеской верности.
Предыдущая Следующая