Предыдущая Следующая
Первым
воспользовался армией для захвата власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Его
диктатура (82—79 гг. до н. э.) положила начало гражданским войнам, раздиравшим
Рим полстолетия. Ничто не могло остановить честолюбивых полководцев на пути к
единоличной власти. Сподвижник Суллы, Помпей Великий, становится крупнейшей
политической фигурой в Риме благодаря своим военным успехам. Правда, он хотел,
чтобы сенат признал его власть добровольно, а не будучи принуждённым силой
оружия. Сенат упорствовал, и тогда Помпей вступил в союз с талантливым
политиком и полководцем Гаем Юлием Цезарем. Однако Цезарь был не менее
честолюбив, чем Помпей, и не столь разборчив в средствах. Обретя верную армию в
походах против галлов, он с её помощью захватывает власть в Риме (см. ст. «Гай
Юлий Цезарь»). В 45 г. до н. э. Цезарь объявил себя «вечным» диктатором, а в
марте 44 г. до
щали
срок полномочии
должностных лиц.
В
годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем
благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить этой путанице
конец и будучи Великим понтификом, провёл реформу календаря. Он установил, что
в году 365 с четвертью суток.
Продолжительность
месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в
нечётных — по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный
день, который римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил
дурную славу). Когда же в календаре вместо квинтилия и секстипия появились
июль и август, было решено почтить усопших политических деятелей (к тому же
провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля «отобрали» два дня (отчего он стал самым коротким — к вящему удовольствию римлян — месяцем в
году) и «поделили» их между июлем и августом.
Хорошо
известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится
и в Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только
христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н. э. законодательно
закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней
по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца
называлось Календами (отсюда происходит слово «календарь»). День, который
делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола
iduere — «делить»). В январе, феврале, апреле, июне,
августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных
месяцах — на 15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв.
«девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других
же месяцах — на 5-е. Числа,
предшествующие этим дням, римляне обозначали наречием «накануне». Например, 31
декабря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца
обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось
четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).
Предыдущая Следующая