Оборонительная операция 1941 года в Западной Украине











 

 
Предыдущая Следующая

Горожанин о тоге.

Сенатор.

161

 

 

Крестьянин.

Жрец.

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ

И КАЛЕНДАРЬ У

РИМЛЯН

У римлян были приняты два способа летоисчисления. Первоначально году давали свои имена два правивших в это время консула. Затем, по мере становления

империи, началом отсчёта был сделан год основания Рима (753 г. до н.з.).

Изначально Новый год в Риме праздновался в первый день весны

  1 марта. В этот день совершался обряд изгнания зимы «старого Марса», и по имени этого бога, второго по значению после царя богов Юпитера, и был назван месяц. Лишь позже Новый год у римлян стал начинаться 1 января, поскольку именно в этот день, начи­ная со 153 г. до н. э., вступали в должность консулы.

Римляне приписывали разделение года на месяцы своему второму царю Нуме Помпилию. Всего было 10 месяцев. За мартом шел апрель происхождение этого названия неясно. Возможно, оно родственно латинскому прила­гательному apricus «тёплый», «обогреваемый солнцем». Третьим месяцем года был май, посвящённый богине плодоносной земли Майе. Четвёртый месяц июнь был месяцем супруги Юпитера, богини брака и материн­ства Юноны. Эти четыре месяца, связанные с земледельческими ра­ботами и семьёй, считались главными в году. Недаром остальные месяцы носили только порядковые номера. По отношению к марту сентябрь был седьмым (sepiimus no-латыни и означает «седьмой»), октябрь (от octavus «восьмой») восьмым, ноябрь (от novem «девять») девятым, декабрь же (от decimus «десятый») считался десятым. Пятый (квинтилий) и шестой (секстилий) месяцы впоследствии были названы июлем и августом в честь Гая Юлия Цезаря и императо­ра Августа.

Позднее римляне прибавили к своему календарю ещё два месяца

январь, посвящённый богу всякого начала Янусу (ведь с этого месяца стал начинаться год) и фев­раль (от februarius «очис­тительный»), в который совершались очистительные жертвоприношения.

Март, май, квинтилий и октябрь имели по 31 дню, остальные месяцы по 29 дней, февраль 28. По чётным годам прибавлялся дополнительный месяц, включавший 22 или 23 дня. Т.к. добавочный месяц включали жрецы, то они, ловко пользуясь политической ситуацией, продлевали или сокра-

сосуществования с побеждёнными. Они умели не только грабить, но и учиться. Высокомерное отношение к соседям уди­вительным образом сочеталось с открыто­стью римской культуры, сохранявшей при этом свою самобытность. Особенно сильным было влияние греческой культу­ры, более развитой и в то же время род­ственной римской.

Знатные римляне, считая достойным для себя занятием военную и политичес­кую деятельность, готовы были тратить целые состояния на образованных рабов, которые становились их домашними учи­телями. Греческие философы, риторы, грамматики и поэты прививали своим хо­зяевам вкус к философии, поэзии и теат­ру. Получая затем свободу от благодарных господ, они становились вольноотпущен­никами — хоть и не полноправными, но свободными членами римского общества. Их дети уже считали себя римлянами и гордились своей принадлежностью к ве­ликому народу не меньше, если не больше самих римлян.


Предыдущая Следующая

© Международный Объединенный Биографический Центр  

Hosted by uCoz