Предыдущая Следующая
По
убеждению этрусков, во власти гаруспика было отвести угрозу бога или по крайней
мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устраняли
следы удара молнии и закапывали всё, что было ею повреждено. Затем они окружали
пострадавший участок оградой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева
приносили жертву. На месте «захоронения» молнии делалась надпись.
*
Очевидное
сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный
культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом
мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной
жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых
требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни
в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и
других стран Востока.
Мир
этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в
результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно
знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим
божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний — Тин. Богиня
плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу,
подобно Гере — супруге Зевса.
Сохранившиеся
надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит
основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их
значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста
слов, и то — предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди
современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если
этрусские надписи когда-нибудь «заговорят», это вряд ли поможет учёным.
Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях
из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была
богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам.
Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали
говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников
письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать,
реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.
Расцвет
могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые
признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах
наступает период смут, вызванных, вероятно, борьбой аристократических
группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир.
Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне
изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города
Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над
Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На
протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом
за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность
этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они
оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.
Предыдущая Следующая